Соколы Балтики

(Время на чтение: 3 - 5 мин.)

Соколы Балтики

Соколы Балтики.
... среди которых был почетный гражданин Сясьстроя Герой Советского Союза Василий Федорович Голубев...

(Новая рубрика: ради мира, ради жизни на земле).

Авиация Балтийского флота принимала активное участие во всех сражениях за город Ленина. Еще в оборонительных боях на дальних подступах к Ленинграду она была привлечена к решению задач на сухопутном фронте.

В оборонительных боях размах боевого применения авиации охватывал огромное пространство. Бомбардировщики наносили удары по вражеским объектам от Мемеля до Пскова, от Таллина до Кингисеппа.

Большой вклад в прикрытие войск и объектов флота внесли летчики-истребители. Прославленные мастера воздушного боя А.К. Антоненко и П.А. Бринько за короткое время сбили соответственно 11 и 15 самолетов противника. 14 июля 1941 года им первым среди летчиков Балтики было присвоено звание Героя Советского Союза.

В жестоких боях с превосходящими силами противника летчики-истребители дрались до последнего патрона, а израсходовав боезапас, шли на таран. Так, П.А. Бринько дважды таранил фашистские самолеты и каждый раз благополучно приземлялся на аэродроме.

Во второй половине сентября враг усилил удары с воздуха по Ленинграду и кораблям в Кронштадте. Нашим летчикам приходилось вступать в бой с многократно превосходящими силами противника. Недостаток самолетов они компенсировали увеличенным количеством боевых вылетов и необыкновенной стойкостью духа. В этих боях особой смелостью отличились летчики В.Ф. Голубев, Г.Д. Костылев, И.А. Каберов, С.М. Львов, М.А. Ефимов. Они сбили по несколько самолетов каждый.

С начала блокады город оказался в тяжелом положении. Связь со страной осуществлялась только через Ладожское озеро - летом по воде, зимой по льду. Чтобы прервать эту единственную артерию, фашисты бросили на Ладогу свыше 600 самолетов.

В первых рядах в защитниках ладожской трассы стояла 61-я истребительная авиабригада, которой командовал Герой Советского Союза И.Г. Романенко. Балтийцы хорошо понимали значение Дороги жизни и вместе с летчиками Ленинградского фронта и 7-го истребительного корпуса ПВО делали все, чтобы обеспечить ее безопасность с воздуха.

В один из майских дней 1942 года комсорг эскадрильи Семен Горгуль в составе звена И-16 вылетел на разведку ладожской трассы. Встретив фашистских "Мессершмиттов", наши летчики вступили в бой. Схватка с превосходящим противником была до предела трудной. Один "Мессершмитт" был сбит, но легче не стало. Остальные Ме-109 набросились на самолет Горгуля, повредив мотор и ранив летчика. Спасая машину, отважный балтиец посадил ее на лед озера. Но фашисты не унимались. Пикируя, они в упор расстреливали беззащитный истребитель. Самолет вспыхнул, а летчик получил новое ранение. Семен Горгуль с трудом достал из кармана блокнот и кровью написал: "Прощайте, ленинградцы! Победа будет за нами!..".

Летчики жестоко мстили за своего товарища, проявляя смелость и мастерство в боях с превосходящими силами противника. 28 мая 1942 года к перевалочному пункту Кобона приближалось около ста Ю-88 и Ме-109. Навстречу им вылетели шесть И-16 Г.Д. Цоколева. Завязался жаркий бой. Искусно дрались Суворкин, Бедукадзе, Стрельников. От их метких очередей четыре "Юнкерса" рухнули в воду, но на горизонте появилась новая группа бомбардировщиков. На помощь Цоколеву подоспели две группы наших истребителей, возглавляемых В.Ф. Голубевым и М.Я. Васильевым. Дерзкими атаками на встречных курсах они сбили еще четыре "Юнкерса". В это время на самолет Голубева бросились два Мессера". От одного из них Голубев отклонился, но второй сближался на опасное расстояние. Прикрывая своего командира, ведомый летчик сержант В.Н. Захаров резко рванул свой И-16 вправо и ударил им "Мессершмитт". В небе взметнулся огненный шар, и обломки двух самолетов упали в воду.

Ладожская дорога жизни надежно действовала вплоть до снятия блокады. Для ее прикрытия истребители флота совершили более 8 тысяч боевых вылетов, провели 203 воздушных боя, уничтожили свыше 100 фашистских самолетов.

Потери в авиации, понесенные противником под Ленинградом, значительно ослабили его силы. Упорная борьба за господство в воздухе к началу 1943 года завершилась победой наших летчиков.

Самоотверженно сражались с врагом летчики 61-й истребительной авиабригады под командованием Героя Советского Союза П.В. Кондратьева. Патрулируя над полем боя, они своевременно преграждали путь фашистским бомбардировщикам. 21 января звено капитана И.А. Каберова вступило в бой с 18 вражескими самолетами, вынудило их сбросить бомбы над позициями своих войск и повернуть обратно. Летчики А.И. Кузнецов, В.Ф. Голубев, С.И. Львов, И.И. Цапов в этих боях сбили по несколько самолетов противника, а Д.М. Татаренко за январь 1943 года сбил лично и в группе 12 фашистских самолетов. Все они были удостоены звания Героя Советского Союза.

Более 100.000 самолето-вылетов было произведено авиацией Краснознаменного Балтийского Флота за период Ленинградской битвы. Свыше 40.000 из них - на поддержку войск флота бомбоштурмовыми ударами по живой силе и технике противника. Боевые результаты - потери неприятеля в живой силе и технике, в том числе сбитые самолеты противника в воздушных боях и уничтоженные на аэродромах, а также сотни потопленных боевых и вспомогательных кораблей и транспортов противника.

В Ленинградской битве 7 авиаполков были удостоены звания гвардейских, 114 летчиков стали Героями Советского Союза, а А.Е. Мазуренко, В.И. Раков, Н.Г. Степанян, Н.В. Челновов этого звания удостоены дважды.

В битве за Ленинград авиаторы Балтики с честью выполнили все задачи, поставленные им командованием.

Герой Советского Союза генерал-полковник авиации М. Самохин, командующий ВВС КБФ в годы Великой Отечественной войны

(Из "Ленинградской правды" в сокращении)

"Сясьский рабочий" №36(1906), четверг, 6 сентября 1984 год.

Яндекс.Метрика