лого Ср

Песня в палате

(Время на чтение: 2 - 4 мин.)

Песня в палате.
(Ради мира, ради жизни на земле).

Девочка пела в палате,
Гитару рукой обхватив,
В белой косынке, в белом халате.
Пела она, про войну позабыв.

Маше Гамазиной шел всего пятнадцатый год, когда она пришла работать санитаркой в спецэвакогоспиталь №1774. Это было в 1942 году. Сюда пришли многие ее сверстницы, так как госпиталь стоял в Сясьстрое. Им, неокрепшим подросткам, пришлось на себе испытать всю тяжесть военного времени.

- Невозможно было привыкнуть к смерти, - вспоминает Мария Ивановна. - Сколько слез пролито над молоденькими солдатами и седоусыми воинами. Страшно, когда человек умирает не от старости, а от пули, снаряда, гранаты врага. К стонам его еще можно привыкнуть, только не к смерти.

Маша, как ее ласково называли все окружающие, научилась быстро делать перевязки, по движению руки, взгляду угадывала, что требуется раненому бойцу. Вместе с врачами, медсестрами до конца боролась за жизнь каждого. А сколько раненых переносила она на носилках вместе с такими же девчонками - не сосчитать!

Вскоре пришлось привыкать и к грохоту орудий, разрывам бомб. Госпиталь сначала переместился в Малую Вишеру, затем под Новгород, дальше - Псков, Порхов. Он шел по горячим следам линии фронта.

Ко многому страшному привыкла Маша. Привыкла, но не зачерствела душой. И в этом ей помогла песня. С ней она не расставалась тогда, не расстается и теперь.

Уважит Марийка любого:
Напишет письмо иль газету прочтет,
Найдется для каждого слово.
А то вдруг гитару возьмет - и споет.

Она замечала, что песня подчас была для раненых бойцов лучшим лекарством. Маша видела, как светились их лица и еще душевнее пела песни довоенной поры, да и только что появившиеся "Синенький платочек", "Огонек", "В землянке..." Вместе с песней и сама как бы возвращалась в свое такое близкое и такое далекое теперь детство. Вспоминала родной поселок, школу, где училась и где начала петь в хоре. Особенно ярко оживала в памяти поездка в Ленинград, на областную олимпиаду. Там выступали с оперой "Красная шапочка". Все это теперь казалось какой-то дивной сказкой.

Раненых размещали в уцелевших от бомбежек и артобстрелов зданиях, а медперсоналу госпиталя нередко приходилось жить под открытым небом, в землянках. Но молодость брала свое. Находилось время и для песни, и для мечтаний о будущей мирной жизни.

В составе госпиталя было немало людей, которые тоже любили песню. Это позволило создать группу. Она часто выступала перед бойцами с концертами, выезжала в соседние госпитали и воинские части. До сих пор бережно хранит Мария Ивановна благодарственное письмо командира "За активную работу в самодеятельности и оказанную тем самым помощь в деле скорейшего выздоровления раненых бойцов, сержантов и офицеров Советской Армии и возвращения их в строй".

С улыбкой вспоминает Мария Ивановна и необычный концерт. Это случилось в польском городе Перемышель, где госпиталь встал надолго. День был светлый, теплый. Раненые потянулись из палат во двор. Вскоре там стало тесно. Всем хотелось на солнце полной грудью вдохнуть свежий воздух. И вдруг все притихли. Откуда-то сверху раздалась песня: "Сердце друга ждет привета, о тебе услышать я должна, где ты, милый мой, скажи мне, где ты, куда тебя забросила война?" Пели две Маши - Гамазина и Матюшина. А забрались они на крышу дома, чтобы все видели и слышали их.

Бойцы слушали и верилось им, что близится конец этой проклятой войны, что скоро встретятся они со своими любимыми, с матерями, со всей родней и уцелевшими друзьями. Они верили в победу. Шел 1944 год.

Через год она пришла, долгожданная Победа. Почти 40 лет прошло с тех пор, но этот день помнит Мария Ивановна отчетливо и до мелочей. Называет его самым счастливым днем в своей жизни. А радостную весть принес в госпиталь политрук старший лейтенант Всеволод Краснов. "Победа!" - это слово звучало со всех сторон, а глаза смеялись и плакали. Мы качали политрука и кричали "Ур-ра!".

В родной поселок Мария Ивановна вернулась через год после Победы. И сразу же пошла работать на Сясьский ЦБК. Сначала лаборантом ОТК, затем лаборантом и аппаратчиком во вновь построенный цех ванилина, в котором проработала более 30 лет. Без отрыва от производства окончила школу, затем - культпросветучилище. И все время была постоянной участницей художественной самодеятельности.

"С песней легче шагать по жизни", - говорит Мария Ивановна. Сколько у нее организовано цеховых вечеров, сколько программ на смотры художественной самодеятельности подготовлено, сколько раз была культработником в пионерском лагере... Не случайно по праздникам на ее груди рядом с боевыми и трудовыми медалями красуется нагрудный знак ВЦСПС "За достижения в самодеятельном искусстве".

Два года назад М.И. Гамазину тепло проводили на заслуженный отдых. Но разве может песня без людей. Мария Ивановна вновь работает - культорганизатором в санатории-профилактории комбината. Она вновь в строю и не расстается с песней. Приходите в Дом культуры на концерт народных талантов и вы непременно услышите, что какую-то песню исполняет Мария Гамазина.

В ее репертуар входят песни "Подсолнухи" Кулакова, "Любовь и разлука" Шварца, "Назови" Рябченского... Все они об утверждении жизни на земле.

Е. Бардадымова, наш общественный корреспондент.

"Сясьский рабочий" №49(1919), четверг, 6 декабря 1984 год.

Яндекс.Метрика