Жить и помнить

(Время на чтение: 2 - 4 мин.)

Жить и помнить.
"Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен".

Возвращаясь к напечатанному.

Прочитала заметку Г. Спировой в газете от 15 февраля "И я за память", и на душе стало тревожно и тяжело. Особенно после такой выкладки: "Нужен ли еще такой памятник? Не лучше ли собранные средства "пустить" на постройку дома для вдов, чьи мужья погибли на фронте?". Считаю этот вопрос просто кощунством по отношению к тем, кому мы бесконечно обязаны всем: и тем, что живем, ходим по этой земле и даже спорим - быть или не быть памятнику?

Конечно же, память не в памятнике, а в нас самих, не в какой-то акции или кампании, а в состоянии ума и сердца человеческого. Но грош цена будет нашей памяти, если мы не будем знать имена тех, кто "умер для того, чтобы Родина жила".

Безусловно, на вопрос, заданный Г. Спировой, лучше всего бы ответили сами вдовы, а также дети наших погибших земляков, те, что работают на комбинате, продолжая трудовые династии варщиков, отбельщиков, электриков. Спросите у Н.П. Бессонова, Е.А. Касикова, А.И. Бабаева, Ю.Я. и В.Я. Астафьевых и многих, многих других, чье детство стало безотцовским, а на плечи их матерей свалились непомерные тяготы военной и послевоенной жизни. Нужен ли им памятник? Сейчас особенно важно, чтобы человек ощущал связь времен и поколений, чтобы чувство Истории, память о людях жили в нем.

Глубоко убеждена, что постановка такого вопроса обидела этих людей. Для них (отвечаю одновременно на вопрос И. Щукина) важно и значимо увидеть фамилию, имя близкого им человека, а не "танк" и не "пушку". Есть в нашей жизни вещи, которые не должны стереть время, память. Это имена людей, люди! Вчитайтесь в фамилии, которые я приведу:

Аничкин Андрей Николаевич
Аничкин Алексей Николаевич
Аничкин Василий Николаевич
Аничкин Иван Николаевич
Аничкин Александр Николаевич.

Вдумайтесь! Как только мать могла пережить такое горе - потерять на войне 5 любимых ее сыновей? Получить пять похоронок! Была большая, дружная, трудолюбивая семья. Они и сейчас могли бы жить, варить целлюлозу, пахать землю, сеять, учить, воспитывать внуков и правнуков.

Каждый раз мое сердце сжимается от боли, когда я вижу у скромного стенда "Погибшие сясьстройцы за Родину" Таисию Васильевну Жукову. Это вдова лучшего сеточника сушильно-бумажного цеха в 30-е годы Николая Васильевича Жукова.

Она приходит с маленьким букетиком цветов каждый год в день поминовения мужа. "Я прихожу сюда, как на могилку к нему", - говорит она. "Меня не будет, внуки придут поклониться. Жаль только, что свечку негде поставить".

И все-таки как отдать дань их памяти? Во многих деревнях и селах на новгородской земле я видела мемориальные стены, доски, установленные в центре с выгравированным списком всех не вернувшихся с войны односельчан. И такие словесные памятники "работают", а не молчат, как танки. Они несут в себе огромный заряд эмоций, воспитывают, заставляют переживать любого непричастного к нему человека. И не надо ничего лишнего придумывать. Красота здесь не нужна, а в простоте и есть глубокий смысл нашей человеческой жизни, причастности к истории в прошлом и будущем.

Что касается мемориальных списков на братском поселковом кладбище, хочу напомнить, что фамилии наших сясьстройцев там нет ни одной. Это памятник умершим от ран в госпиталях воинов с Ленинградского и Волховского фронтов. Средства на него выделил СЦБК. Хочется верить, что администрация нашего комбината также не останется в долгу и перед своими кровными земляками, внесет посильную лепту в это благородное дело.

В заключение предлагаю в газете "Сясьский рабочий" опубликовать список погибших сясьстройцев, собранный музеем истории комбината. В нем значатся 420 фамилий. Может быть после его публикации появятся дополнительные данные, пропущенные имена, которые потом и будут либо выбиты по металлу, либо выгравированы по мрамору. И еще! Надо учесть возможность для каждого желающего - зажечь свечу, как символ вечной памяти о тех, кого уже нет с нами.

И. Харитонова, заведующая музеем.

"Сясьский рабочий" №17(2200), четверг, 26 апреля 1990 год.

Яндекс.Метрика