Один день Вахты памяти

(Время на чтение: 2 - 3 мин.)

Один день Вахты памяти.

Время действия - август 1990 года, место действия - лесной массив недалеко от города Любани Тосненского района. Здесь в который раз уже встретились поисковые отряды из Казани, Елабуги, Ижевска, Волхова и Сясьстроя.

Дорога, по которой продвигались к месту работы поисковики, представляла собой размытую дождями, разбитую техникой, вязкую хлябь. Идти было трудно. Сверху, не переставая, накрапывал дождь. Ноги порой по щиколотку проваливались в раскисшую, скользкую глину. Давно уже стихли все разговоры, каждый молча преодолевал этот тяжелый отрезок пути. Кто-то тащил на спине "Ермак", набитый "сухпаем" и посудой, кто - пустые ведра, которыми черпают воду из воронок и блиндажей, кто - миноискатель.

Наконец - привал. После перекура, оставив несколько человек готовить обед, двинулись, перейдя вброд лесную речушку, по тропинке. Разбившись на группы, начинаем поиск. Вроде - лес как лес, ничего особенного, если бы не торчащие из мха каски, солдатские котелки и кружки, ящики из-под мин. Артем из Казани вызывает к себе (у него "минач") - кажется что-то нашел. "Пройдись здесь щупом, - говорит. - Звенит". Щуп ударяется во что-то металлическое. Саперной лопаткой отворачиваю мох, но кроме стреляных гильз ничего нет. Здесь стоял пулемет. Рядом ребята натыкаются на "колючку", которой здесь полно. На этот раз обошлось - сапоги целы.

Ира, Коля, еще несколько ижевских ребят черпают воду из воронки. На целлофане лежат кости, ржавый ствол трехлинейки, куски шинели, ботинки. Вчера здесь нашли троих... Наверняка должны быть еще останки. Под березой склонился Саша Левичев. Осторожно выбирает вокруг костей грунт. Кружка, ложка, пуговицы со звездами, резиновая пробка от стеклянной фляжки, рваный подсумок, брючной ремень - все, что осталось от бойцы. Рядом нахожу еще кружку, пробитую осколками, у корней березы белеют кости. Под мхом, в ржавой от осколков и гильз земле, лежат кости еще одного неизвестного. Пуговицы наши, подсумок, кружка и ложка тоже, значит свой, можно работать. Еще одного бойца нашел Сергей Пузин. Похоже - в этом месте шли в атаку. Подзываем других ребят - необходимо его тщательно отработать. Вдруг в лесной тишине раздается радостный крик Пузина: "Медальон!" Вот это находка! Командир "Снежного десанта" из Казани Володя Ерохов вскрывает медальон, но, к сожалению, он был неплотно закрыт, в результате бумага оказалась испорченной влагой, и прочитать что-либо было невозможно. но все равно мы поздравляем счастливчика, ведь такая находка - редкость.

В назначенный час идем на обед. Девчата постарались - суп из рыбных консервов, горячий чай с сухарями. Вкусно!

До вечера работаем на прежнем месте. Надо постараться найти все части скелета до последней фаланги, только после этого останки можно укладывать в мешок.

Недалеко от места поиска, там, где кончается лес, в местечке Красная Горка был когда-то дом лесника, сожженный немцами. Где-то здесь выходил из окружения генерал Власов. Вторая Ударная... Сколько еще неизвестных бойцов твоих и командиров лежат в лесах и болотах от Мясного Бора до Любани. Сколько еще будет песен о тебе спето у костра этими беспокойными и необыкновенно отзывчивыми ребятами, приехавшими сюда из разных уголков нашей страны.

Смеркается... Возвращаемся в лагерь. Там нас уже ждет ужин. Переодевшись в сухое, с аппетитом проглатываем все приготовленное многотрудными стараниями нашего незаменимого повара Нины Михальцевой.

...Долго за полночь будут раздаваться у костра разговоры и песни. Заканчивается еще один день Вахты памяти.

P.S. В августе 1990 года в районе города Любани объединенными поисковыми отрядами были найдены и захоронены на братском кладбище в д. Коркино останки 200 человек.

Н. Вашкуров, комиссар поискового отряда "Совесть".

"Сясьский рабочий" №38(2221), четверг, 20 сентября 1990 год.

Яндекс.Метрика