
«Его жизнь - эпоха»
"О нем трудно писать. Его жизнь - эпоха. За спиной две революции и четыре войны. Грудь украшают Георгиевский крест и советские медали. Сначала не веришь, потом удивляешься, что 88 вёсен прошумело пенным прибоем над его головой и что более 60-ти из них отдано легендарному крейсеру. Не прогулка по морю под легким фордевиндом, - долгая матросская служба, тяжкий труд. Но жилист Андрей Павлович, дюж. Мы ходим за ним по крейсеру. Нас волнует все: от радиостанции, которая впервые предала написанное В.И. Лениным воззвание "К гражданам России" о свержении Временного правительства, и носового орудия, возвестившего начало новой эры, до куска металла с зазубренными краями - "подарка" японских бронебойных снарядов. Для него - это прошедшая нелегкая жизнь, для нас - волнующая история". Так писал в своей очерке "Сын Авроры" журналист Ю. Курц.
В экспозиции музее истории и развития СЦБК значительное место отводится бывшему старейшему работнику комбината, его первостроителю, а также авроровцу Андрею Павловичу Подлесному. Среди экспонатов центральное место занимает альбом "Сын "Авроры", в котором запечатлены важные эпизоды из жизни этого легендарного человека: его портрет в бескозырке, встречи с космонавтом Николаевым, Фиделем Кастро, с А.В. Белышевым - первым комиссаром "Авроры", многочисленные снимки в кругу экскурсантов на крейсере, со школьниками, пионерами, нахимовцами, торжество по случаю его 90-летия и тд.. Экспозицию музея дополняет бюст Андрея Павловича, выполненный скульптором В.А. Масловым. В архиве музея также находится немало интересных материалов о жизни авроровца.
Андрей Павлович родился в 1878 году на Дону. В семье железнодорожного мастера было 9 детей: шесть сыновей и три дочери. Андрей окончил начальное трехклассовое училище. Ему хотелось поступить в гимназию или реальное училище, но у отца не было денег на учебу. Смог он закончить только железнодорожное пятиклассное училище, получив диплом дорожного мастера.
В 1899 году Подлесного призвали на службу в царскую армию. Начал служить он матросом в 7-ом Балтийском флоте в команде крейсера "Аврора", названного так в честь богини утренней зари. В своих воспоминаниях Андрей Павлович пишет, что он принимал участие в достроечных работах на корабле. Видел он вице-адмирала С.О. Макарова, который присутствовал на церемонии спуска корабля на воду.
С интересом рассказывает Андрей Павлович в воспоминаниях о своей службе в армии: "1 мая 1900 года я принимал участие в царском параде, где мы, новобранцы армии и флота, давали присягу Николаю II. Царь обходил сначала морские, затем сухопутные войска: кавалерию, артиллерию. Похвалил за службу, поздравил нас, новобранцев, с переходом в матросы второй степени. После парада нами была дана присяга на верность Родине и Его Императорскому Величеству. Мы целовали крест и Евангелие. После присяги и трехдневного отпуска меня направили на учебу в электролинейную школу в г. Кронштадте. После ее окончания я прибыл на крейсер".
В 1903 году крейсер "Аврора", на котором служил Андрей Павлович, отправляется в плавание вокруг света, а в 1904 году в составе 2-й Тихоокеанской эскадры - на Дальний Восток. Идет русско-японская война. Эскадра вместе с присоединившимися к ней другими отрядами русских военных кораблей 14 мая 1905 года вошла в Корейский пролив. Здесь ее встретил развернувшийся для сражения японский флот. У острова Цусима разгорелся бой. Вот как описывает его А.П. Подлесный: "Бой начался с утра и продолжался до вечера. В этом бою 104 матроса были убиты, 72 тяжело ранены. Командир крейсера "Аврора", капитан I-го ранга Евгений Романович Егорьев убит, 8 офицеров тяжело ранены. "Аврора" прикрывала отступление безоружных транспортных судов. Шквал горячего металла обрушился на палубу. На верхней палубе начался пожар. Осколком снаряда повреждена внутри боевая рубка. Перебит электрокабель управления рулем. Корабль, потеряв управление, стал беззащитной мишенью для японских крейсеров, обрушивших на "Аврору" ураганный огонь. В этот момент я находился на боевом посту, в моторном отделении. Заметив сигнал обрыва кабеля в боевой рубке, выбежал на палубу. "Аврора" "рыскала" то в одну, то в другую сторону. Японцы, заметив, что с нею- что-то неладное, усилили огонь с восьми крейсеров. Матросские тела летели за борт. Свистели куски осколков, было много убитых. Через их тела я пробирался в рубку с кормы на нос корабля. Дыхание захватывало. Шел на верную смерть. С большим трудом дошел до рубки и исправил повреждение. Через некоторое время тяжело раненый старший офицер Небольсин вывел "Аврору" из-под огня. "Аврора" получила большие повреждения, но, ценой больших потерь и пролитой крови, сохранила боеспособность". В этом была большая заслуга электромонтера А.П. Подлесного. За этот подвиг он награжден Георгиевским крестом 4-й степени, который вместе с его бескозыркой и двумя медалями "За кругосветное путешествие" хранится в музее истории "Авроры".
Закончив службу на крейсере, А.П. Подлесный работал электриком на питерских заводах, служил на морском полигоне. После гражданской войны приехал на строительство первенца целлюлозно-бумажной промышленности - Сясьского ЦБК. Работал на монтаже цехов, затем - в электроцехе. Не хватало рабочей силы, инструмента, но трудолюбие, горячее желание в кратчайшие сроки возвести и пустить комбинат на Сяси делали свое дело. Подлесный прошел на предприятии трудовой путь от электрика до начальника цеха. В совершенстве владея специальностью электромонтера, Андрей Павлович подготовил много прекрасных специалистов этого профиля. Его воспитанники работали на многих предприятиях страны.
В годы Великой Отечественной войны Андрей Павлович также внес свой вклад в летопись истории комбината. На базе лесопильного завода комбината была организована судостроительная верфь, которая обеспечивала легендарную Дорогу жизни баржами. Андрей Павлович работал на судоверфи начальником электрочасти. многие жители поселка были эвакуированы, а он не захотел покидать Сясьстрой. Терпел вместе с другими тружениками тыла холод, голод, разруху, бомбежки. За самоотверженный труд в 1941-1945 годах Подлесный награжден орденом "Знак Почета" и знаком "Участник Дороги жизни", двумя медалями.
В 1956 году, в возрасте 78 лет, он ушел на заслуженный отдых. За долголетний и безупречный труд на комбинате Андрей Павлович был награжден знаком "Отличник социалистического соревнования", многими грамотами. На самом же деле он никогда не отдыхал, т.к. никогда не был один: в кругу детей, взрослых. Надо отдать должное руководству комбината - оно постоянно о нем заботилось. Наверное, ни одному ветерану нашего города не было оказано столь внимания и заботы, почета, сколько Андрею Павловичу Подлесному. Для всех нас он был "живой легендой", "живой историей". Несмотря на свой преклонный возраст, Андрей Павлович вел активный образ жизни, общался с молодежью, часто бывал по приглашению на крейсере "Аврора", где встречался с экскурсантами со всего света, моряками, нахимовцами. Вел огромную военно-патриотическую работу в школах нашего города, области, Ленинграда, в музее истории СЦБК. Ему приходило много писем от пионеров и комсомольцев из многих городов страны.
90-летие Андрея Павловича отметили в 1968 году, в торжественной обстановке в Доме культуры комбината. К чествованию юбиляра готовился весь поселок. Р. Иванов в "Сясьском рабочем" писал: "На чествование юбиляра прибыли представители "Авроры". Это они дают команду: "На флаг ордена Октябрьской революции Краснознаменного крейсера "Аврора" - встать!". Слово предоставляется научному сотруднику корабельного музея "Авроры", капитану I ранга Б.И. Маврику. офицер крейсера от имени авроровцев тепло поздравляет юбиляра со славным 90-летием. Его рассказ о жизни тов. Подлесного неоднократно прерывается аплодисментами... Пришли поздравить старшего товарища юные моряки. Они клянутся, что вырастут настоящими моряками, что преодолевать трудности жизни им поможет замечательная жизнь Андрея павловича...".
У меня в руках групповая фотография, на которой запечатлены Ф. Кастро с командой корабля и старыми авроровцами. Андрей павлович очень любил эту фотографию и гордился встречей с Первым секретарем Национального руководства Единой партии социалистической революции премьер-министром республики Куба Фиделем Кастро. Это было в 1963 году.
И еще одна очень интересная фотография, которая привлекает внимание посетителей. На снимке капитан I ранга, первый командир крейсера "Аврора" Е.Р. Егорьев с сыном. На обратной стороне фотографии надпись: "Товарищу Подлесному А.П.- уважаемому сослуживцу моего отца - капитана I ранга Евгения Романовича Егорьева - командира крейсера "Аврора". От сына его контр-адмирала, профессора и заслуженного деятеля науки РСФСР Егорьева Всеволода Евгеньевича. Снимок 1903 года, Владивосток". В музее хранятся теплые письма Всеволода Евгеньевича, адресованные А.П. Подлесному.
Андрей Павлович прожил очень долгую, интересную жизнь. Он умер в возрасте 96 лет. Старожилы поселка уважали его за высокие душевные качества, отзывчивость, эрудицию. Обладая прекрасной памятью, до последнего дня мог он с интересом рассказывать о том, что происходило в начале нашего века. Он гордился историей нашего Отечества, старался донести ее до каждого слушателя, который общался с ним.
Последний пионерский сбор, на который был приглашен А.П. Подлесный, посвящался истории русского флота. Дети добросовестно готовились к нему. Но Андрей Павлович придти на сбор не смог - заболел. Лучшие пионеры Лена Лямина и Валера Широков, по поручению класса, посетили его на дому и преподнесли памятный подарок.
Умер А.П. Подлесный 28 сентября 1973 года.
И. Харитонова.
Сясьский рабочий" №22(2568), пятница, 6 июня 1997 год.
- < Следующий материал: Каникулы, каникулы - веселая пора
- Даешь КЮМ! >
