Надежда умирает последней.
Неправда, что сегодняшняя жизнь сделала нас раздражительными, злыми, грубыми. Сейчас, как никогда, люди помогают друг другу, делятся последним, принимают чужую боль, как свою.
Публикуемый ниже опрос работников комбината показал, что на Сясьском ЦБК живы вера и надежда (про любовь мы не спрашивали). С верой и надеждой живем, ходим на работу, растим детей, радуемся приходу весны и тепла. Даже пессимисты после своих "черных" прогнозов обязательно добавляют: дай Бог, чтобы это была ошибка.
Итак, что сегодня думают работники комбината о родном предприятии, о переменах на нем, его будущем:
Г., 38 лет, инженер.
- Комбинат не заработает. Это мое мнение. Дороги закрыты. Не возят лес, химикаты. Может быть, комбинат и запустят, но через некоторое время он остановится вновь.
Создание АО - сомнительное предприятие. Вспомним пример Волховского алюминиевого завода. Там тоже было деление на АО. А чем все кончилось? Снова объединяются.
Правда, сейчас хоть какие-то деньги платить стали, это заметно. Но все равно у людей мало веры. У нас за три года - пятый руководитель. Я на всех комбинатских собраниях была. Все говорили красиво, а на деле что?
Думаю, что комбинат неработоспособный. Люди не верят, разучились работать. Их заинтересовать надо, возможно, стимулирующей оплатой труда.
В., 52 года, приемосдатчик.
- Надежда есть и вера есть. Но вера колеблющаяся: комбинат не сможет работать, как раньше. Сейчас главная задача - запуститься. Знать бы, что есть на что приобретать топливо, химикаты, лес, настрой был бы другой.
Со стороны людей наблюдаю пассивность. Вроде, после выступления на собрании нового арбитражного управляющего, поверили. А потом опять - ожидание.
С кем ни говорю - всех пугает разделение комбината. Считают, что будут работать только цехи СБИ, СББ, ТЭС, ЦВК. Идет разговор о привозной целлюлозе. Значит, цехи по ее производству станут не нужны? Тревожат разговоры, что больше не будем производить туалетную бумагу, а только одни салфетки. Много неясного.
После запуска предприятия у людей появится уверенность. Сама я жду хороших перемен.
Г., 28 лет, работник ЖДЦ.
- Только надеждой на лучшее и живу, правда, примеров улучшения привести не могу. О людях стали заботиться - это заметно, пошли какие-то выплаты. А в остальном все остается по-прежнему. Из нашего цеха трудно обо всем производстве судить. Поэтому расспрашиваю своих знакомых из разных цехов, они же лучше свои цехи знают. Все они говорят, что оборудование в жутком состоянии. Это оптимизма не прибавляет.
Сейчас говорят о реорганизации комбината. Думаю, что нереально из нашего ЖДЦ сделать акционерное общество. Вообще, трудно судить, когда мало информации. Да и сознание людей не на том уровне, чтобы понять эту реорганизацию.
Я 17 лет отработала на комбинате и хочу трудиться здесь и дальше. Верю, что все будет хорошо.
С., 40 лет, бывший начальник цеха.
- Будут деньги - пустимся и работать будем. Основные кадры остались. Те, кто ушли, вернутся, если комбинат заработает.
Время еще есть - целый месяц. Нужно довести оборудование до рабочего состояния, чтобы запустить основной поток.
На реструктуризацию смотрю по-разному. Есть свои "за" и свои "против". Это очень большая тема. Будет трудно в новом делении. С другой стороны, если оплата труда будет определяться по конечному результату, - стоит попробовать.
Г., 45 лет, лаборантка.
- В общем-то, конечно, верить хочется, но... Надо, чтобы больше информации было. О чем читаем в "Сясьском рабочем", на то и опираемся. Гадать, исходя из ситуации, не хочется, а газете еще верю. надо сказать, что в последнее время информация более обнадеживающая появилась, и у нас на душе веселее стало. Знаем, что какие-то долги по зарплате гасятся.
А вера, она, конечно, не угасла. Готовы работать.
Е., 37 лет, рабочая.
Ну что за старое держаться? Я в вашей газете прочитала, что в АО будет так: сколько заработал, столько и получил. Мне это нравится. Работать я умею. А раньше что было? На работе до ночи задерживались, а что имели? Переходящее Красное Знамя, почетную грамоту и портрет на обозрение всему городу? Фиксированные оклады хороши для лентяев. Хоть как-нибудь отработай, все равно свое получишь. Если буду заинтересована, я и два участка смогу обслужить.
А., 42 года, специалист.
- Мне пришлось недавно решать производственный вопрос с новым руководством. Теперь я знаю, что будущее у комбината есть. Думаю, что предприятие уже не станет никогда прежним советским комбинатом, но жить будет.
Говорят, что по всем расчетам комбинат в прежнем виде неработоспособный, поэтому в наших верхах думают сейчас над разделением на АО. Считаю, здесь помогать надо, а не критиковать. Если долго мучиться, что-нибудь получится. А мы мучаемся - дальше некуда. Пора уже что-то делать. Ошибаться, но делать. Сколько было попыток реанимировать комбинат? Ничего же не получилось. Значит, надо пробовать по-другому.
Сегодня многие потеряли веру, а я верю. Если работать 24 часа в сутки - счастье придет само, так говорит новая народная мудрость.
"Сясьский рабочий" №15(2611), четверг, 30 апреля 1998 год.
- < Следующий материал: Служба во имя людей
- Как мы не любим свой город >
