Воздушный снайпер

(Время на чтение: 4 - 8 мин.)

Воздушный снайпер

Воздушный снайпер.
(К 70-летию ВЛКСМ).

"Цоколаев и Голубев вели бой в одиночку, каждый с двумя истребителями. Наших летчиков не смутило ни численное превосходство противника, ни лучшие тактико-технические данные "спитфайра" - скорость его более чем на сто километров превышала скорость И-16 и была даже выше, чем у "мессершмитта".

Неожиданно возле Голубева оказались сразу четыре "спитфайра". Мозг обжигала мысль: "Цоколаев сбит, и освободившиеся истребители присоединились к двум другим". Но тут Василий заметил, что Геннадий цел. Это успокоило. "Значит, - подумалось, -сбить первым "спитфайры" решили меня. Обернувшись, Василий увидел, что его уже ловят сзади в прицел. Он мгновенно положил И-16 в такой крутой вираж, что перед глазами от перегрузки заходили разноцветные круги. Зато не только ушел из-под удара, а сам оказался атакующим. Дальше все было просто: секунда - и "спитфайр" в сетке прицела, две короткие очереди валят его на землю.

Воспользовавшись тем, что вражеские летчики шокированы гибелью своего товарища, Голубев сманеврировал в сторону Цоколева. Тот, заметив бортовой номер "33", понял, что это Голубев, и встал на место ведомого. Обоим стало легче. Много раз, встречая численно превосходящего врага, они вдвоем делали, казалось, невозможное. Вот и сейчас, как только два "спитфайра" атаковали Василия, он так потянул ручку на себя, что самолет противника, описав большую дугу, выскочил вперед. Тем временем Цоколев ринулся на "спитфайр", ближе всех находящийся к Голубеву. Огонь советского истребителя ударил по мотору и фюзеляжу врага, тот резко отвернул в сторону, затем взял курс к своему берегу. За ним тянулся вниз длинный шлейф дыма".

Этот отрывок боя взят из книги А.Ф. Калиниченко "Воздушный снайпер", которая недавно вышла в издательстве ДОСААФ СССР. Она - о нашем земляке, Герое Советского Союза В.Ф. Голубеве. Обложку книги украшает, как сказал Василий Федорович, "мой трудяга-"ишачок" - с бортовым номером "33". Эта цифра для голубева оказалась почти символической. За время Великой Отечественной войны он провел 133 воздушных боя, в которых лично и в группе с товарищами сбил 39 самолетов - почти целую авиационную гитлеровскую эскадру средней численности. Однажды пяти "ишачкам" во главе с нашим земляком пришлось вести бой против... 150 пикирующих бомбардировщиков. Сбив 12 "юнкерсов", пятерка комэска Голубева внесла такую панику в эту грозную армаду, что экипажи, не дойдя до цели, побросали бомбы где попало в воды Ладожского озера. А всего в годы войны он 589 раз ходил на боевые задания, в которых, кроме фашистских стервятников, уничтожил много другой боевой техники и живой силы противника.

В годы Отечественной В.Ф. Голубев освоил несколько типов боевых самолетов. Однако особое чувство вызвал в душе именной, подаренный трудящимися нашего района, на строительство которого они собрали 230 тысяч рублей деньгами и 569 тысяч рублей облигациями. Вот как о встрече с этим самолетом написано в "Воздушном снайпере": "Выйдя из транспортного самолета на тыловом аэродроме, гвардейцы увидели три отдаленно стоящих Ла-5. Глянцем отливала свежая краска их поверхностей. Борт одного украшали слова: "От трудящихся Волховского района Ленинградской области Герою Советского Союза гвардии майору В.Ф. Голубеву". Потом была встреча с земляками-волховчанами, митинг, слова благодарности. А затем, "Когда митинг закончился, Голубев сел в кабину, поднял "Лавочкина" в небо. Собравшиеся с захватывающим интересом наблюдали, как послушная воле летчика машина легко выписывала над аэродромом замысловатые фигуры. Истребитель сделал переворот, затем петлю Нестерова, двойную восходящую бочку и снова переворот. Он стремительно рвался ввысь..." На "Лавочкине" В.Ф, Голубев сбил еще шесть вражеских самолетов.

И вот с этим легендарным человеком я вновь встретился в канун 43-й годовщины Победы. "Стал часто сниться отец, - сказал Василий Федорович, - значит, душа затосковала по малой родине".

Он всего на несколько часов остановился у племянницы Г. Матвеевой, медработницы Старой Ладоги. И вскоре был на встрече с учащимися местной средней школы, пионерская дружина которой вот уже несколько лет с честью носит имя Героя Советского Союза В.Ф. Голубева. Здесь я его и застал в окружении счастливых ребят. Подтянутый. К его светло-голубым глазам удивительно идет военная форма авиатора с погонами генерала-лейтенанта. На каждый вопрос шел обстоятельный ответ.

В заключение встречи ребята вручили своему почетному гостю рапорты и скромные памятные подарки. Мне запомнилась толстая тетрадь четырехклассницы Люды Марьяничевой. Вручая ее Василию Федоровичу, она сказала - пусть эта тетрадь послужит для новой книги о боевых соколах-товарищах.

На что седовласый генерал ответил, что он написал уже несколько книг. Только что в Лениздате повторно вышла его дополненная и фотоиллюстрированная книга "Второе дыхание". нынешним летом в Политиздате выходит новая книга "Впереди комиссар". Теперь собран большой фактический материал для книги с условным названием "Василек". Это будет повествование о сержанте Василии Захарове, который был ведомым у Голубева. Щуплый на вид, он мало походил на боевого аса, но истребителем владел превосходно, был смелым и находчивым. Вместе они сделали 16 боевых вылетов, в 17-м захаров, не раздумывая, пожертвовал собою ради спасения командира. Он пошел на таран фашистского стервятника...

Слова генерала в смолкнувшем зале звучат как клятва. И лишь про себя он говорит: "Только бы успеть. Родная земля, ты всегда мне давала силу...".

Да, корни этой земли питали и питают его животворной силой. Здесь похоронен его отец, Федор Михеевич. Он был первоклассным каменщиком. Кстати, работал со старшими сыновьями, Александром и Андрианом, на строительстве Сясьского ЦБК - возводил корпуса ТЭС-1 и РМЦ (ныне - электроцех). Ранее строил Волховскую ТЭС, был делегирован земляками на похороны В.И. Ленина.

Помню, в одном из интервью Василий Федорович говорил: "Самое дорогое для человека - детство и юность. Чем они напряженнее, труднее, тем больше останется на всю жизнь нужного, хорошего".

Годы детства и становления у В.Ф. Голубева прошли в труде и напряженной учебе. В 17 лет он пришел на Сясьский ЦБК. Здесь освоил профессии электромонтера, слесаря, водителя, прессовщика целлюлозы. Здесь стал парашютистом, планеристом, снайпером из мелкокалиберной винтовки. Здесь возрос его авторитет комсомольца: Голубева избрали в комитет ВЛКСМ комбината, а затем в ГК ВЛКСМ.

Всеми своими поступками он всегда стремился оправдать доверие комсомола, а затем и члена партии. У него были такие замечательные наставники, как, например, авроровец А.П. Подлесный. От каждого Голубев впитывал лучшее: мастерство, трудолюбие, настойчивость, человечность. Не случайно он говорит: "Больше всего ценю в людях мужество, ведущее к подвигу (боевому, трудовому). Если сказать подробнее: честность, благородство, упорство, принципиальность, деловитость, активность, бойцовские качества во всем".

Это не просто возвышенные слова. Будучи учеником сясьских бумажников, однажды после работы молодой Голубев застал в своем общежитии распоясавшегося хулигана. Многие струхнули, но не из таких был Василий. Уже в то время он правой и левой выжимал на динамометре до 90 килограммов. "Не руки, - шутили товарищи, - а клещи". И вот этими "клещами" он, перехватив кисти подвыпившего бузотера, так их сжал, что тот на глазах изумленных ребят и девчат со стоном осел на пол. И в общежитии повеселели, в нем воцарился порядок.

А вот такой факт недавно привел мне диспетчер комбината А.А. Бабаев из своей службы на севере. Это было в начале 50-х. Из-за нелетной погоды в Североморске закрыли аэропорт. Перед старшим матросом Бабаевым встал вопрос: как из командировки добраться в подразделение, которое находилось от этого города за сотни километров? И тут на счастье подвернулся гарнизонный автобус летчиков морской истребительной авиации. Мороз, пурга выстудили салон машины. Холодок, пробравшись под шинель, пронизывал до костей. И здесь прозвучал голос:

- Кто хозяин этих мешков и что в них?

- Меховые куртки для летчиков, генерал-майор.

- До гарнизона выдайте по куртке каждому матросу и офицеру.

В автобусе повеселели: теперь дальнейший путь был не страшен. А распоряжение интенданту отдал командир гарнизонной авиадивизии Герой Советского Союза В.Ф. Голубев. В ту пору его служба проходила на северных рубежах страны. Военная служба забрасывала его и на юг, приходилось служить и за границей, преподавать в военной академии. Осуществив свою мечту в юности - стать летчиком, Голубев ставил и ставит перед собой все новые и новые задачи. Ибо в этом и заключается жизнь человека, его счастье.

В годы Отечественной на груди В.Ф. голубева вспыхнула Золотая Звезда Героя и многие, многие боевые ордена и медали. За каждой из этих наград стоят примеры несгибаемого человеческого духа и мужества, отточенного мастерства, кровной и священной связи со всем тем, что он защищал. И в становлении личности Героя громадную роль сыграл комсомол. Он дал закалку трудовую, политическую, нравственную, военно-спортивную, словом, как сейчас говорят, определил гармоничное развитие молодого человека, из чего, к сожалению, мы многое сейчас растеряли.

В отставку Василий Федорович вышел в звании генерал-лейтенанта. Живет в Москве. Вот-вот должен стать прадедушкой. Но, как видим, и в свои 75 с лишним лет наш земляк - Почетный гражданин Сясьстроя - продолжает всем сердцем служить своему народу, принимает деятельное участие в воспитании подрастающего поколения. Спешит в своих книгах донести до читателя главное: как наши отцы и деды любили и защищали от врага Родину.

Расставаясь, Василий Федорович поздравил всех волховчан с праздником Победы, пожелал счастья, успехов в учебе, труде, перестройке и еще - каждому большой мечты.

Р. Филимонов.

"Сясьский рабочий" №19(2098), четверг, 12 мая 1988 год.

Яндекс.Метрика