Реликвии героев

(Время на чтение: 2 - 3 мин.)

Читая письма сясьстройцев, отправленные с фронта, понимаю, что Героев в разы больше, чем мы привыкли думать. Какой подвиг они совершили - нам уже не узнать. Но мотивация - стоять до конца - не оставляет шансов на сомнения. Я поражаюсь, узнав насколько богат реликвиями был музей ЦБК. В последние два визита я не видел в экспозициях тех вещей, что описаны в заметках. Почему их нет на виду? В закромах или... утеряны?

Описанные ниже реликвии - послание прадедов к потомкам. Свидетельства страшных дней, героизма и отваги. Музейные фронтовые письма сясьстройцев звучат громче праздничных речей с трибун у городского кладбища. Черно-белые фотографии с боля боя дают мозгу больше поводов для раздумий, чем яркие знамена на шествии. Это то, что надо хранить и передавать в будущее с рассказами о прошлом. Это - уважение истории, патриотизм в лучшем понимании этого слова. Музей Сясьского ЦБК с экспозицией реликвий времен войны - это то самое место, куда можно было бы сводить ребенка на 9 мая. Получится ли?

Реликвии героев
(Свидетельствуют документы)

Прошло почти три десятилетия с тех пор, как советские воины водрузили знамя Победы над поверженным рейхстагом. О подвиге нашей армии многое сказано, но тема Великой Отечественной войны не подвластна времени, ибо каждый новый штрих дополняет могучие образы тех, кто спас народы мира от фашистского ига, кто шагнул в бессмертие.

Передо мной священные реликвии Героев: письма, фотографии, личные вещи сясьстройцев, погибших в грозные годы войны. Разглаживаю пожелтевшие листочки письма комсомольца Володи Дербенева, на них твердым почерком выведены строки:

"Дорогие мама и папа, я рад бы приехать к вам, но нельзя. Меня направляют учиться в авиашколу, после окончания которой буду уничтожать фашистских гансов в воздухе, с воздуха, пулями, бомбами и безжалостно таранить их самолеты... Если ваш сын Володька погибнет в этой войне, то будьте уверены и знайте, что он погиб героем в первых рядах среди тех, которые патриотически сражались и презирали смерть!"

Вот последняя записка Маши Воробьевой, которую она оставила, уходя на задание в тыл врага: "...если от меня не будет никаких известий, считайте погибшей. Иду в бой за Родину!".

На групповой фотографии, где запечатлен бывший работник картонного производства Анатолий Максимов, стоит подпись: "Будьте уверены, дорогие родители, мы с честью защитим любимую Родину. Моряки Краснознаменной Балтики".

Письмо Михаила Пустырского иллюстрировано рисунками. Вот мужественное волевое лицо воина в каске со звездой, рядом краснофлотец. Это, наверное, были боевые товарищи Миши, в которых он верил, как в себя и писал: "... не далек тот час, когда мы освободим нашу Родину от орд немецко-фашистских палачей".

Каждая строка фронтовых писем сясьстройцев проникнута великой моральной силой, нравственной чистотой, стойкостью и ненавистью к поработителям. Всеми помыслами и действиями наших земляков двигало святое чувство - любовь к Родине. К сожалению, мы очень не многое знаем о последних днях жизни этих славных сынов и дочерей Сясьстроя, но твердо верим, что они до конца выполнили свой долг перед Родиной, как его выполнил их сверстник и товарищ Петр Лавров, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза.

Кстати, в музее экспонируются реликвии из семьи Лавровых: карманные часы Петра, которые прислали домой фронтовые товарищи Героя и грамоты его отца Евстафия Лаврова, которые рассказали, что отец и сын шли одним путем до Берлина.

Многое рассказывают нашим посетителям и другие реликвии. Вот комсомольский билет Михаила Ружинского, павшего в тылу врага. Солдатский котелок, прошедший путь со своим владельцем от Сясьстроя до Праги. Каска, пробитая осколком снаряда или бронебойной пулей...

Приходят в музей убеленные сединой сясьстройцы, молодые люди, дети, и все они надолго задерживаются у священных реликвий Героев.

И. Харитонова, зав. музеем развития комбината и поселка.

"Сясьский рабочий" 8 (1247), четверг, 24 февраля 1972 год.

Яндекс.Метрика