Крутые дороги войны

(Время на чтение: 2 - 4 мин.)

Крутые дороги войны

Крутые дороги войны.
(На конкурс "Комбинат и люди").

Все три сына В.С. Антонова работают на комбинате. Сергей приобрел профессию сушильщика бумагоделательной машины. Средний Владимир - резчик продольно-резательного станка, а младший - варщик целлюлозы. Сыновья служили в армии в мирные годы. Первые два - в Военно-Морском Флоте, младший - в ракетных войсках. В счастливые дни, когда семья собирается вместе, сыновья часто просят отца рассказать о прошлой войне, о том, как он сам дрался с врагами.

Память о войне у Владимира Сергеевича осталась многоликой: и скорбной, и грозной, и радостной. До сих пор нет-нет да и горько защемит сердце. Сколько друзей-товарищей пало в жесточайших схватках с гитлеровцами! На болотах Синявино, под Ленинградом, каждая пядь земли полита кровью советских солдат. Там фашисты окапывались, кажется, на века. Каждая сопка, высотка, бугорок земли был превращен в бетонную крепость. Жерла орудий, пулеметов день и ночь держали круговую оборону.

Память солдата сохранила и первый бой. Стоял январь 1942 года. Он, недавний учащийся на электрослесаря Сясьстройского ремесленного училища №8, после соответствующей учебы в полковой школе танкистов, стал механиком-водителем. Водитель Антонов впервые вел боевую машину в сторону врага. Несмотря на 30 градусный мороз, она нет-нет да и проваливалась в болотине. В узкую смотровую щель видны снег и чахлый кустарник. Никакого оперативного простора, выход только один - огневой мощью своего и соседнего танков упреждать огонь противника.Остальное довершит пехота-матушка, которая не отстает от своих танков.

Враг ждал атаки, он не знал покоя и в бронированных бункерах. Заговорили орудия с обеих сторон. Узкую смотровую щель забивала грязь и снег от близких разрывов снарядов. Танк чудом обходил глубокие воронки, настойчиво двигался вперед. Плотность огня возрастала. Порой машину приходилось вести на ощупь... За несколько часов продвинулись вперед только на ... 200 метров. Фашисты подбили несколько наших танков, однако экипаж Антонова завершил бой благополучно.

Он помнит и последний бой в качестве водителя-механика. Бой проводился в условиях ночи. Танки пробивали путь пехоте к березовой рощице. Ее освободили в ту же ночь товарищи по оружию Антонова, но он этой радости не испытает. В их боевую машину угодил вражеский снаряд. Командир и башенный стрелок погибли, а тяжело раненого водителя-механика кто-то успел вытащить из горящей машины. Антонов придет в себя только на шестые сутки. За этот бой Владимира Сергеевича отметят медалью "За отвагу".

Долго пришлось лежать нашему земляку в госпитале, а затем суровый приговор врачебной комиссии: "Для службы в танковых войсках не пригоден..." Ему дадут инвалидность. Но разве мог он прикрываться этим документом. Антонов просит направить его в полковую автошколу. Вскоре ему вручают грузовую машину "ЗИС-5". Теперь задача бывшего танкиста - снабжать боеприпасами и военным снаряжением войска 4-го Украинского фронта.

Старшина Антонов за рулем автомашины исколесил Россию и ряд союзных республик, освоил всю Военно-грузинскую дорогу. В Орджоникидзе встретил нынешнего начальника гаража комбината К.Н. Фролова. Тот готовил шоферов для армии. За годы войны старшина освоил около десятка машин иностранных марок. На них оставил след на многих дорогах Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Югославии. Победу встретил в 13-ти километрах от Берлина.

Анатолий уверен, что его военной дороги хватит не на один раз опоясать земной шар. Приходилось сутками не выпускать из рук баранку автомашины. Доставит один груз срочный, а ждет еще срочней. Это были крутые дороги. В Венгрии однажды попали в окружение. Если бы не венгерские коммунисты, вряд ли вырвались из коварной ловушки. В Белграде рабочие одного завода вручную на токарном станке выточили вал для водяной помпы - не было электричества...

С 1946 года Владимир Сергеевич работает в лесоподготовительном цехе бригадиром слесарей. У него много учеников, которые в своей профессии достигли определенных высот. Портрет одного из них - Н.А. Данилова только что занесен на Доску почета комбината.

Антонов - новатор, общественник. Чтобы меньше было крутых дорог в жизни людей, он привык любое дело выполнять красиво, добротно. Этому учит своих учеников и сыновей.

А. Лукин, механик.

"Сясьский рабочий" №18(1575), пятница, 5 мая 1978 год.

Яндекс.Метрика