Сясьская верфь

(Время на чтение: 2 - 4 мин.)

Сясьская верфь

Сясьская верфь.

В Сясьстрой ленинградца Д.Г. Лучинина привела память. Память, которая движет, наверное, каждым, у кого за плечами трудные годы войны. Память, которая постоянно зовет к себе ветеранов. И Даниилу Георгиевичу непременно захотелось побывать в Сясьстрое, где вместо с товарищами он вел сборку судов для перевозки грузов через Ладожское озеро, где в условиях военного времени буквально за несколько дней возникла судоверфь. Работы здесь тогда вел особый строительный батальон. Лучинин был командиром первой строительной роты.

Поселка, конечно, не узнать. Да и место бывшей верфи через столько лет найти не просто. Нашел. Долго стоял на берегу реки Валгомка, вспоминал те горячие дни, когда люди едва держались на ногах, но строительной площадки не покидали.

Здесь тоже был фронт. И тоже шла битва за Ленинград. На тонкую нить Шлиссельбургской губы Ладожского озера, опробованную моряками и речниками осенью 1941 года, в новой навигации возлагались большие надежды. Но плавсредств не хватало. Решено было создать в феврале 1942 года на базе эвакуированного Сясьского комбината верфь. Необходимое для строительства барж оборудование было привезено с ленинградских деревообрабатывающих заводов. Устанавливались лесопильные рамы, строгальные станки, механические пилы. не хватало многого, даже основного орудия плотников - топоров, их собирали в Волховском и тогда существовавшем Пашском районах.

Работами на верфи руководили опытные строители - директор С.И. Шилейкис, главный инженер Н.А. Кузнецов, конструктор Б.И. Еропкин.

Ответственные участки на строительстве верфи возглавляли опытные инженеры В.П. Эткин, В.Г. Кожевников, К.И. Доценко, Ф.Г. Щекутьев, Н.М. Серебряный. Электриками руководил работник Сясьского комбината А.П. Подлесный, бывший моряк "Авроры".

Решено было начать со строительства сравнительно небольших озерных барж грузоподъемностью 380 тонн.

Конструктор верфи Б.И. Еропкин в сборнике "дорога жизни" вспоминает: "Монтажники знали свои задачи и понимали ответственность перед Родиной. Но как же строить баржи? Ведь основная масса рабочих до войны и близко не подходила к баржам. Квалификация судового плотника требовала специального обучения и навыков. В то время в деревянном судостроении отсутствовала специализация. Бригады строили суда от начала и до конца, сами же и производили спуск судов на воду. Ясно, что такими методами нельзя было выполнить задание. Срочно была разработана новая технология. Процесс постройки судов разбивался на 17 узлов... За каждой бригадой закреплялась одна-две операции..."

20 мая сясьские судостроители рапортовали: первая баржа закончена и готова к спуску. В мае были спущены еще три баржи, а к 31 сентября 1942 года их было уже 30 и общий тоннаж их был равен 11.600 тонн. Все баржи, построенные верфью, сразу отправлялись под погрузку продовольствия и боеприпасов.

Труд военного времени рождал своих героев. Люди были едины в своем стремлении победить врага. 4 ноября сясьстройцы рапортовали о 31-й, внеплановой барже. И в ответ получили телеграмму, подписанную Л.А. Говоровым, А.А. Ждановым, Н.В. Соловьевым. От имени Военного совета Ленинградского фронта они поздравили судостроителей с успешным завершением задания Государственного Комитета Обороны по строительству озерных барж. В телеграмме подчеркивалось, что "суда помогли рушить насущную для обороны Ленинграда задачу обеспечения бесперебойной доставки продовольственных и военных грузов для Ленинграда и нашего фронта и вывоза из Ленинграда народнохозяйственных грузов".

Всю зиму 1942/43 года продолжалось строительство озерных барж той же серии. правда, после прорыва блокады верфь уже не имела такого большого значения, как в 1942 году. Но работы здесь продолжались вплоть до 1945 года. Здесь в конце 1944 года родился и опыт постройки барж поточно-скоростным методом, который получил дальнейшее развитие уже в послевоенное время.

В марте 1943 года самоотверженная работа коллектива верфи была высоко оценена Советским правительством. Большая группа судостроителей была награждена орденами и медалями.

Теперь это история. Одна из страниц героической обороны Ленинграда. Забыть ее нельзя. Даниил Георгиевич побывал в музее Сясьского целлюлозно-бумажного комбината, в поселковом Совете. Вместе пришли к решению: к 40-летию спуска на воду первой баржи собрать ветеранов верфи, отметить верфь памятным знаком. Активисты первичной организации Сясьского целлюлозно-бумажного комбината общества охраны памятников поддержали это предложение.

Г. Стерликова, ответственный секретарь районного отделения общества охраны памятников истории и культуры.

"Сясьский рабочий" №39(1753), четверг, 1 октября 1981 год.

Яндекс.Метрика