Для Дороги жизни

(Время на чтение: 3 - 6 мин.)

Для Дороги жизни.
(К 45-летию Сясьской судоверфи).

В историю Великой Отечественной войны красной нитью вошли ледяная и водная трасса Ладоги. Осажденный Ленинград с благодарностью назвал трассу через Ладогу Дорогой жизни.

Для многих ветеранов нашего поселка история Дороги жизни - это история их боевых и трудовых будней. По ледяной дороге водили машины Я.Г. Алексахин, А.Д. Тимофеев. Сопровождал машины с ранеными санинструктор Г.З. Бердиченко. Охраняли небо Приладожья зенитчик А.Н. Малин, радист П.Т. Петров, механик авиачасти Н.П. Зоц. Кстати, немало воздушных боев провел над Дорогой жизни наш земляк Герой Советского Союза летчик-истребитель В.Ф. Голубев. А на воде гидроакустиком морского охотника воевал Ф.В. Иванов.

В цехах Сясьского ЦБК был организован ремонт боевой техники. Плечом к плечу стояли все: кто с оружием в руках защищал Родину и кто ремонтировал самолеты, танки, боевые катера, строил баржи для Дороги жизни. Цель у всех была одна - протянуть руку помощи осажденному Ленинграду, спасти людей от голода, одержать победу над врагом.

Когда мы говорим об открытии ледовой трассы через Ладогу 22 ноября 1941 года, то нельзя не остановиться кратко на том, что наш поселок имел к ней самое прямое отношение. Хлеб для блокадного Ленинграда доставлялся по железной дороге в районе Тихвина, а оттуда машинами отгружался по такому маршруту: Костьково - Сясьстрой - Новая Ладога - Кобона - Ледовая трасса - Осиновец. Такой путь поддерживался до тех пор, пока 54-я армия под командованием И.И. Федюнинского не отбросила немцев от станций Войбокало и Жихарево. Затем продовольственные и другие товары стали переправляться в город на Неве по несколько измененному маршруту.

Сясьстрой во все годы блокады был одной из баз материального и продовольственного снабжения Ленинграда. Здесь останавливались эвакуированные ленинградцы. Они получали необходимую медицинскую помощь, продовольствие и отправлялись в глубокий тыл.

Немалую роль в истории Дороги жизни была призвана сыграть Сясьская судостроительная верфь, построенная в 1942 году на базе местного лесопильного завода по решению ГКО от 9.III.42 г..

Весной 1942 года на Сясь прибыл уполномоченный Государственного Комитета Обороны А.Н. Косыгин с членом Верховного Совета Ленинградского фронта Н.В. Соловьевым. Перед руководством верфи они поставили одну задачу: в кратчайший срок организовать работу и начать строительство барж для перевозки грузов через Ладожское озеро для Ленинграда.

На строительстве верфи, место для которой было выбрано в устье реки Валгома, а затем на строительстве деревянных барж работали многие жители поселка, в основном старики, женщины, подростки, не эвакуированные в тыл. Среди них П.Ф. Сюганов, Ю.Н. Гоголев, Г.И. Павздерина, В.И. Абросимов, А.Ф. Амбражевич, М.Н. Андреев, В.М. Миронов, М.И. Максимова, М.П. Васильев, К.И. Гуляева, Н.С. Долгушева, М.Я. Кондратьева, З.А. Мудрова, В.П. Петров, О.В. Сенина, Е.И. Фомичева, Л.М. Яшкова, Р.В. Тарасевич, В.М. Фирсова, А.Я. Шабареничева, Б.А. Левихин, Н.А. Семенов, Н.Н. Фокин, М.И. Телятникова, Т.Ф. Бабаева, Р.И. Филимонов, супруги Д.А. и Л.К. Стафеевы и В.А. и П.И. Плутиковы, а всего на сегодня вручены удостоверения и нагрудный знак "Участник Дороги жизни" 139 сясьстройцам.

Вспоминая те суровые годы, ветеран Дороги жизни В.Я. Коновалова говорит: "У меня на верфи работала вся семья. Мой муж, Максим Федорович, преподавал физику.Ушел на фронт с первых дней войны. Погиб в 1942 году. Осталась с маленькими детьми одна. Младшему было 2 года, старшей дочери - 14 лет. На иждивении еще была больная свекровь. Хорошо запомнила такой эпизод. Мы собрались эвакуироваться . Все узлы были уже наготове. Вдруг к нам прибегает соседка. До войны мы жили в доме №10 по ул. Культуры. Приносит военный китель А.Н. Косыгина, который остановился у директора судоверфи С.А. Шилейкиса. В дороге их немцы обстреляли: на принесенном кителе были оборваны пуговицы и воротник. Я быстренько привела китель в порядок, но сама постеснялась отнести его. Отправила 11-летнего сына, Володю. Алексей Николаевич заинтересовался нашей семьей. Узнав от сына, что мы собираемся эвакуироваться, велел передать мне, чтобы мы никуда не уезжали. Мол, немцев скоро прогонят. Косыгин помог всем нам устроиться работать на верфь, и в нашей семье об этом никогда не забывают. Володя стал работать в столярной мастерской. Он был такой маленький, что, когда становился к станку, для него подставляли чурбачок. Галя была рабочей, а затем учетчицей. Получила работу и я. Всем нам выдавали карточки на хлеб и другие продовольственные товары".

Кроме сясьстройцев, на верфь прибыли 2000 мобилизированных рабочих и специалистов. несмотря ни на какие трудности, а их выпало на долю строителей немало, первая баржа была спущена на воду 22 мая 1942 года. В течение этого года верфь изготовила для Дороги жизни более 30 деревянных барж грузоподъемностью 400 тонн каждая.

В 1943 году Родина высоко оценила самоотверженный труд судостроителей озерных барж. Так, электрик бывший авроровец А.П. Подлесный был награжден орденом "Знак Почета", ремонтник А.Г. Соцков и многие другие медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." А главный конструктор судоверфи Б.И. Еропкин за разработку новых конструкций барж и внедрение поточного метода их постройки был удостоен звания лауреата Государственной премии.

Нынче - 45-летие Сясьской судоверфи. хочется побольше рассказать об Еропкине. Родился он 9 апреля 1910 года в Ленинграде. Окончил кораблестроительный институт. До войны работал в Ленинградском Речсудпроекте по проектированию речных судов и вспомогательных кораблей боевого флота, а затем в конструкторском бюро Северо-Западного речного пароходства по проектированию барж. С 1942 года был назначен главным конструктором Сясьской верфи.

Здесь же в эти годы работала врачом престарелая мать Бориса Ивановича, Зинаида Дмитриевна Еропкина - дочь известного декабриста Дмитрия Иринарховича Завалишина (члена Северного тайного общества и председателя тайного общества "Орден восстановления"), обвиненного в "умышлении на цареубийство и истреблении царской фамилии", приговоренного к каторге. В 1839 году он был перевезен на поселение в Читу, стал автором широко известных "Записок декабриста". Женился в Сибири, имел шестерых детей. . Его дочь, Зинаида Дмитриевна, и внук, Борис Иванович, своей работой спасли в Отечественную войну тысячи человеческих жизней. Они остались верны идеалам и традициям своего славного предка.

В настоящее время Б.И. Еропкин живет в Ленинграде. Занимается большой общественной деятельностью. Он секретарь Совета Дороги жизни речников. Пишет книгу о своем прадеде-декабристе. Постоянно проводит военно-патриотическую работу среди подрастающего поколения. Борис Иванович - частый гость Сясьстроя и нашего музея истории и развития комбината. Он неоднократно выступал с воспоминаниями о Сясьской судоверфи. Да и почти все знаки "Участник Дороги жизни" вручены ветеранам этой верфи, проживающим в нашем поселке, лично Б.И. Еропкиным.

Ратный и трудовой подвиг защитников и участников Дороги жизни будет всегда служить ярким примером сясьстройцам в мирных делах по выполнению решений партии и правительства.

И. Харитонова, зав. музеем истории и развития Сясьского ЦБК.

"Сясьский рабочий" №48(2075), четверг, 3 декабря 1987 год.

Яндекс.Метрика