Хозяйка судьбы

(Время на чтение: 3 - 5 мин.)

П.П. Пашурина

Хозяйка судьбы.
(Это наша с тобой биография: к 60-летию Сясьского ЦБК).

- Люблю в человеке честность, доброту, трудолюбие, - говорит Прасковья Петровна, посматривая на меня через очки темными внимательными глазами. - Сказал - сделай. Этим качествам нас учили и я стремилась привить их своим детям и ученикам по работе.

Сказанное - не благое пожелание. Это для самой П.П. Пашуриной - кредо жизни, которая уже с детства заставляла многие вопросы решать самостоятельно. Отец умер рано. Она помнит его смутно, но зато хорошо запомнила трудности, которые легли на плечи матери с тремя детьми. Мама пошла работать в сушильно-бумажный цех. Вскоре выросла до резчика бумаги. Ее заработки облегчили материальное положение семьи, вдохнули уверенность в завтрашний день. Подрастая, дети уже стали подумывать о работе на комбинате.

Все перечеркнула война. Ее черные крылья с фашистской свастикой распластались над страной, несли страдания и горе в каждую советскую семью.

В 1942 году, когда Прасковье петровне еле исполнилось 13, стала рабочей кухни эвакогоспиталя №1789, который разместился в Сясьстрое. Этот госпиталь стал домом, местом работы и службы, линией фронта не только для Пани, но и для Веры и Александра - ее старших сестры и брата. Так решила мама, Ольга Тимофеевна, которая уже здесь работала. Эвакогоспиталь получил приказ переместиться в Крестцы, а затем - в Таллин. Как оставишь детей без отца и матери? Вот и упросила начальство, что "ребята будут не обузой, они у меня работящие, взрослым не поддадутся..."

И не поддались! Об этом свидетельствуют боевые награды. "Ратный труд окончили в Калининграде в 1945 году, - вспоминает Прасковья Петровна. - Попадали под бомбежки, под обстрелы. Настрадались вместе с ранеными".

Бывает и сейчас ночью вдруг проснется от свистящего шепота: "Сестренка, родная, пить..." А сестричка еле держится на ногах. Только что с такой же молоденькой санитаркой переносила на носилках раненых бойцов. Видимо, бой был жаркий. Руки от тяжести дрожат, пальцы произвольно разжимаются. И тут кто-то придумал лямки через плечо. Теперь-то уж надежно - носилки из рук не выпадут.

Когда в 45-м она пришла поступать на работу в "материнский" цех, на руках еще не было паспорта, а за спиной - война. Через ее и сердца таких же, как она девчушек, прошли острой болью стоны и увечья, множество смертей юных и пожилых защитников Отечества.

И это сердце требовало работы и работы, чтобы хоть забыться от недавнего кошмара войны. Освоена упаковка целлюлозы, съёмка, весовой участок. И вот ее впервые ставят к управлению пресспатом. Здесь ее наставниками стали мастер коммунист А.С. Боричев и машинист пресспата Т.Ф. Бабаева. Татьяна Федоровна в книжке, вышедшей к 25-летию Сясьского ЦБК, писала: "Работа на пресспате - это целый комплекс технологических операций, обуславливающих одна другую. Чтобы добиться высокой производительности труда и наладить машину с четкостью часового механизма, я стараюсь строго соблюдать технологический режим".

Смена Бабаевой была передовой. По почину Татьяны Федоровны на комбинате началось движение за освоение смежных профессий, за полную взаимозаменяемость на машине, на участке. За успехи в буднях первых пятилеток Родина отметила ее орденом Трудового Красного Знамени. Вот такие наставники были у недавней санитарки эвакогоспиталя! Кстати. в той книжке Бабаева далее продолжает: "Бригада работает дружно. Сушильщица Паня Пашурина, прессовщица Вера Мельникова, резчица Лидия Аничкина хорошо изучили свое дело".

Невольно приходит на память слова Виктора - сына Прасковьи Петровны: "У мамы любимое присловье: без настойчивости и труда ничего не добьешься". И это стало правилом его жизни.

Виктор в свое время пошел работать слесарем, по стопам отца, Павла Ивановича. Без отрыва от производства окончил целлюлозно-бумажный техникум, а затем поступил на заочное отделение Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. Будущий юрист. А в настоящее время - заместитель директора СПТУ-204 по учебно-воспитательной работе. У него есть что передать молодым - накоплен немалый жизненный опыт. Работал на комбинате слесарем, бригадиром, мастером, на комсомольской работе, а затем, на соседнем предприятии - юристом. Награжден многими грамотами, нагрудными знаками победителя в социалистическом соревновании.
Мама все время сокрушалась об одном, хватит ли сил? Ведь такая семья, основная да постоянно общественная работа и эта многолетняя учеба. Виктор только отшучивался, мол мы - пашуринские, выдюжим. Теперь и Прасковья Петровна поверила в это "выдюжим". Недавно Виктор зашел к ней и говорит: "Давай, мама, посидим и помолчим перед дорогой. Еду защищать диплом".

А у нее опять думы в голове: "Виктор уезжает, а как тут Людмила одна с такой оравой справится? Только месяц с небольшим Дарьюшке, а кроме нее еще четверо".

Собственно, бабушка так или иначе, всегда стремится быть полезной для семьи сына. Для Ксюши, например, которой около трех лет, связала шерстяной костюмчик, нынче начаты брючки. А для других внучат сколько перевязано носков, рукавичек. На них все, как на огне, горит! Любит она внуков. Они это чувствуют и тянутся к бабушке. На днях пришли навестить Денис и Ильюша, да и остались ночевать. Первый - серьезный, второй - непоседа. Очень жалеют, что не стало дедушки.

О дочери, Наташе, меньше заботы. Работала на комбинате. После окончания техникума получила направление в Тихвин. сейчас она - заведующая магазином. Член КПСС. Здесь обзавелась семьей, растит дочь. Жаль, что она не в Сясьстрое, но каждый строит свою судьбу по-своему.

Прасковья Петровна смотрит на подрастающее племя и радуется: будет кому продолжать Пашуринскую династию на комбинате. Только бы труда не чурались. А дорого на комбинат проторена надежно. Вот и мать их на комбинате работает машинистом в цехе СБИ. Как и отец, коммунист. Да и бабушка вот уже несколько лет, несмотря на пенсионный возраст, тоже работает в этом же цехе - хозяйка громадных женских бытовых помещений, которые отличаются чистотой, порядком и цветами.

У подрастающих Пашуриных есть хороший пример для подражания. Я помню громадную радость коллектива сушильно-бумажного цеха, которому Прасковья Петровна отдала 35 лет и в котором у нее остались достойные приемники целлюлозного дела, когда он в соревновании в честь 50-летия Октября завоевал на вечное хранение Красное знамя предприятия. К этой победе прямое отношение имеют Прасковья Петровна и Павел Иванович. Они вместе достойно шагали не только по жизни, но и достойно работали в одном цехе. Об этом красноречивее всех слов убеждают орден Ленина и многочисленные медали, горящие на груди у П.П. Пашуриной по праздникам.

Р. Филимонов.

Фото автора.

"Сясьский рабочий" №9(2088), четверг, 3 марта 1988 год.

Яндекс.Метрика