Дороже всех наград

(Время на чтение: 3 - 5 мин.)

Дороже всех наград.

Более тысячи воспитанников прошли через ее руки, ум и сердце старейшей учительницы поселка Антонины Антоновны Саблинской. В прошлом году ей исполнилось 78 лет, 60 из них она отдала школе. На редкость долголетний и добросовестный труд ее отмечен более чем скромными наградами: знаком "Отличник просвещения", медалями "За трудовую доблесть", "Ветеран труда". Однако это не мешает Антонине Антоновне чувствовать себя самой счастливой учительницей на свете. "Самая большая награда для меня, - говорит она, - любовь и внимание моих учеников, которые вот уже много лет приходят ко мне 1 сентября с букетом цветов и словами благодарности. Среди них много тех, кто также как и я связал свою судьбу со школой. Это Н.С. Набоков, Е.А. Миронова, Н.И. Федина и другие". На мой вопрос, не сожалеет ли она о нелегкой, учительской судьбе, не позволившей создать свою семью, Антонина Антоновна отвечает отрицательно и добавляет: "Если бы мне сейчас предложили начать все сначала, я бы вновь, не задумываясь, выбрала бы "беспокойные хлопоты эти"".

Родилась Антонина Антоновна в Ленинграде. Отец ее, Антон Игнатьевич Саблинский, поляк по происхождению, работал управляющим в бане, мать - здесь же кассиром. В дальнейшем они переехали в Новую Ладогу, ближе к родине матери, куда ее постоянно тянуло. Здесь, в старинном русском городке, окончила Антонина школу - девятилетку с педагогическим уклоном. Подготовка в школе была превосходная, и большинство выпускников ее стали педагогами. "Поскольку после окончания 9 классов кроме школы никуда не разрешалось устраиваться на работу, стала и я учительницей, хотя в те годы меня больше увлекала медицина" - вспоминает Антонина Антоновна.

Было ей в ту пору всего 17 лет. Получила направление в РОНО, прибыла она в далеком 1927 году в Березовскую начальную школу Карпинского сельского Совета Волховского района. И хотя была она одним учителем на всю школу, трудностей не испугалась. А ведь их в те годы было немало: только что ввели всеобуч, шла коллективизация... Молоденькая девушка прямо со школьной скамьи оказалась в гуще непростых общественных, очень болезненных процессов на селе. Организация колхозов шла с трудом, нередки были случаи убийств активистов. "В нашем колхозе были убиты председатель, а затем и секретарь сельсовета во время описи скота. Не все хотели вступать в колхозы, - вспоминает Антонина Антоновна. - Меня часто приглашали принять участие в разделе земли, в различных мероприятиях, связанных с продиалогом, продразверсткой".

Помимо общественной работы много ей приходилось делать и по дому, ведь после смерти отца остались с матерью вдвоем. Держали корову, птицу. Особенно трудно было заготавливать сено, так как косить им нигде не разрешали. Приходилось ездить в озеро за трестой. А без коровы было не прожить, так как оклад учителя был всего 17 рублей. Хотелось продолжать учебу дальше, но РОНО разрешения не давало. В 1933-1934 годах была введена карточная система, ею обычно и пугали: "Уедешь учиться - матери карточку на хлеб не дадим!".

И все-таки в 1935 году Антонина, успешно сдав вступительные экзамены, становится студенткой географического факультета Государственного педагогического института им. Бубнова (ныне им. Покровского). Годы учебы пролетели быстро. Институт окончила с отличием и по направлению приехала в Сясьстройскую среднюю школу работать учителем географии.

Через два года началась война. Школу эвакуировали в село Воскресенское. Нелегко пришлось там и учителям, и ученикам. Классы битком набиты детьми, вплотную стоят топчаны - здесь учились, здесь же и спали. Занятия не прекращали даже тогда, когда над деревней летали немецкие самолеты. Последний год в эвакуации пришлось работать за директора.

В поселок вернулась со школой в 1944 году. Жилья своего не было, скиталась по разным углам. Еще шла война, и в школе размещался госпиталь. Днем учителя работали в школе, а вечером и ночью здесь же помогали ухаживать за ранеными бойцами. Но несмотря на пережитые трудности, Антонина Антоновна вспоминает последние годы без сожаления: "Моими коллегами по школе были прекрасные учителя М.А. Филиппова, Е.А. Ковригина, Е.С. Зверева, Н.И. Никонова и другие преданные своей профессии люди. Мы делали для детей все возможное и невозможное, никогда не перекладывали на плечи родителей то, что положено нам делать по долгу и совести".

Рассказывая о пережитом, она листает альбомы, хранящие память о давних и не очень давних годах, когда вместе с ребятами путешествовала по родному Приладожью, Псковской, Новгородской и Московской областям, которые изучены ею не хуже Ленинградской. Большой любитель краеведения, Антонина Антоновна собрала богатейший материал по истории поселка и района, который умело использовала на уроках. Но больше всего любила она проводить уроки географии на природе, сказывалась ее давняя любовь к медицине, естественным наукам, туризму. Турист она заядлый, сейчас трудно сосчитать, сколько походов провела она с учениками за долгие годы работы в школе. Убеждена, что именно в походах рождается у ребят настоящая дружба, развивается чувство коллективизма, вырабатывается самостоятельность, воспитывается любовь к природе, Родине.

Последние 12 лет Антонина Антоновна работала в Иссадской и Селивановской школах. Там к ней относились также, как и в Сясьстрое, с большим уважением и любовью. Возраста своего она не чувствует. Летом и осенью пропадает в лесу - собирает грибы, ягоды, которые охотно дарит родственникам, друзьям и знакомым. По-прежнему увлечена туризмом. Нынче она первый год не работает в школе и очень по ней скучает.

Все, с кем мне удалось поговорить об А.А. Саблинской, высказывали сожаление, что обошли ее стороной высокие награды Родины. Я вполне солидарна с ними. Но, наверное, дороже всех наград для учителя сознание того, что есть на свете твои ученики, которые любят тебя и помнят.

И. Харитонова, заведующая музеем.

"Сясьский рабочий" №10(2193), среда, 7 марта 1990 год.

Яндекс.Метрика