Один из 589 вылетов

(Время на чтение: 3 - 6 мин.)

Один из 589 вылетов.
(К тридцатилетию Победы над фашистской Германией).

Первый боевой вылет командир звена лейтенант Василий Федорович Голубев сделал на рассвете 22 июня 1941 года по охране боевых кораблей в Финском заливе. Последний - над фашистской Германией 8 мая 1945 года. Это был 589-й боевой вылет.

Между этими вылетами были десятки смертельных схваток с хвалеными гитлеровскими стервятниками. Голубевым сбито 39 вражеских самолетов! За исключительный героизм Василий Федорович удостоен звания Героя Советского Союза, награжден только орденом Красного Знамени семь раз.

Василий Федорович вырос в Сясьстрое. Здесь учился, получил первые трудовые навыки. Он постоянно поддерживает связь с нашим коллективом. Ниже публикуются воспоминания нашего славного земляка об одном из 589-и боевых вылетов.

Считанные дни остались до 30-летия нашей великой Победы над германским фашизмом, но события того огненного времени до сих пор свежи в памяти. И мне, ветерану войны, особенно дорог большой сыновий интерес нового поколения к ратному и трудовому подвигу своих отцов, матерей, дедов. Четырехлетняя титаническая борьба нашей армии и народа против иноземных поработителей будет всегда служить молодежи немеркнущим примером того, как надо беречь и защищать любимую Родину.

Участники Отечественной войны, выступая перед учащимися, трудовыми коллективами с воспоминаниями о несокрушимом единстве советских людей в те грозовые годы, о их преданности идеалам Коммунистической партии, массовом героизме на фронте и в тылу, выполняют большую государственную работу. Они по крупицам восстанавливают героическое прошлое, воздают должное славным дочерям и сынам богатырской земли.

Мы гордимся, что на наши плечи выпала честь защищать Родину. Мы гордимся, что неоднократно в открытом бою смотрели в глаза смерти и никто из нас не дрогнул. Советский воин высоко пронес славу русского оружия. Нам пришлось нести его от стен седого Волхова и легендарного Ленинграда до фашистского логова.

Для меня, выходца из рабочей сясьстройской семьи, участника Великой Отечественной войны с первого и до последнего ее часа, пережившего горечи потерь и радости побед, никогда не изгладятся из памяти первые бои в небе Приладожья. Родная земля давала мне силу и ненависть. Она помогала мне защищать Дорогу жизни и каждый населенный пункт Ленинградской области. Тогда мы поклялись, что погибнем, но не сдадим врагу город Ленина.

До сих пор я храню, как дорогую реликвию номер Волховской районной газеты от 1 мая 1943 года. В нем напечатан мой боевой рапорт землякам и ответное письмо секретаря Волховского райкома партии тов. Иванова и председателя райисполкома тов. Яковлева.

В рапорте я писал: "На днях я прочитал в "Ленинградской правде", что мои земляки собирают средства на самолет моего имени. Не знаю, как в словах отблагодарить тружеников Волхова. Но я заверяю земляков, что не опозорю честь родного района. Сегодня я рапортую вам, товарищи, что на патриотический подъём народа я ответил подъёмом ненависти к подлому врагу. За эти несколько дней в воздушных боях я лично сбил семь самолетов противника. Пусть помнят враги, что я их бью за наши разрушенные города и сёла, за горе русского народа. Заверяю вас, дорогие земляки, что я и впредь буду отдавать все свои силы на приближения часа окончательной победы".

В ответном письме говорилось:

"Дорогой Василий Федорович! Мы, трудящиеся Волховского района с чувством огромной радости, гордости и восхищения следим за героическими подвигами своего земляка. Воодушевленные вашей, Голубев, доблестью по защите любимой Родины, трудящиеся Волховского района решили на свои трудовые сбережения построить для вас боевой самолет-истребитель. Они внесли в Государственный банк СССР 230 тысяч рублей деньгами и 569 тысяч облигациями..."

Далее сообщалось, что трудящиеся района обратились к Верховному Главнокомандующему с просьбой дать разрешение на строительство такого самолета и передачу его В.Ф. Голубеву. Такое разрешение было получено.

Патриотическое послание земляков я получил в Кронштадте в начале мая. В этот день мы готовились к удару по кораблям противника в Нарвском заливе. 4-му гвардейскому истребительному полку, которым я командовал, была поставлена боевая задача: надежно прикрыть три группы штурмовиков ИЛ-2 от фашистских истребителей.

Пока шла подготовка к вылету на боевое задание, письмо земляков облетело все подразделения полка, его с особой теплотой восприняли летчики, которым предстояло лететь в бой. Мы знали, что бой будет тяжелым, с численно превосходящим противником, но желанием победить горели все шестнадцать летчиков.

В последних указаниях перед вылетом, помню, тогда сказал своим боевым друзьям, что теплые слова волховчан, высказанные в письме, относятся к каждому гвардейцу. На них мы должны ответить победой. Вы знаете, что резерва ни в воздухе, ни на земле нет. Поэтому для достижения победы каждый из нас должен сражаться за двоих, за троих!

Через 35-40 минут в заданном районе мы вступили в неравный воздушный бой. Истребители противника не были допущены к нашим "Илам". Однако на этом схватка не кончилась. На обратном пути к Ленинграду нам радировали с командного пункта полка о подходе двух групп вражеских истребителей, в каждой из которых насчитывалось по 12-15 самолетов.

Положение осложнялось тем, что боезапас и горючее были на исходе. Тогда принимаю решение: своим звеном в составе Героя Советского Союза капитана Костылева и двух молодых, но опытных летчиков - старшего лейтенанта Потапова и лейтенанта Батяйкина - выйти вперед и сковать боем, задержать противника до пролёта всех наших штурмовиков.

Оторвавшись от основных сил на 10-15 километров, я обнаружил две группы фашистских истребителей. Первая в составе десяти самолетов шла прямо на нас, вторая, еще большей численности, летела выше и сзади первой в отдалении 4-5 километров. Силы неравные. План боя возник мгновенно: сбить ведущих обеих групп встречной лобовой атакой, а затем на предельных скоростях взять бой.

Даю команду по радио. Самолеты, атакуя, врезались в первый строй вражеских стервятников. Вот уже сбит их ведущий и еще один самолет. Противник этого не ожидал. Пока он опомнился, мы атаковали следующих. Ловлю в прицел ведущего. Даю длинную очередь из всего оружия. Враг сбит! Но это была последняя очередь - боезапас кончился. Однако потеря обеих ведущих вызвала растерянность в рядах фашистов. Часть их самолетов в панике повернула в сторону Выборга, с позором вышла из боя. Воспользовавшись этим, наши истребители снова ринулись на противника. Вот уже пара старшего лейтенанта Потапова уничтожает еще один самолет. Летит на землю еще один самолет... В этом бою мы сбили пять самолетов врага, не поимев своих потерь. В этом бою мне удалось уничтожить двух фашистских стервятников. Наши штурмовики, выполнив боевую задачу, благополучно возвратились на аэродром.

Вечером того же дня я написал своим землякам об этом бое. Эти примеры говорят об единстве и сплоченности нашей армии и народа, о безграничной любви к социалистической Родине. Этим мы обязаны Коммунистической партии Советского Союза, сумевшей воспитать в советских людях лучшие качества.

КПСС всю свою деятельность направляет на укрепление могущества и обороноспособности нашей страны. В этом залог всех наших побед! И мы, - ветераны войны и труда, и наша славная молодежь, сделаем все, чтобы честью встретить славный юбилей 30-летия Великой Победы.

В. Голубев, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, кандидат военных наук.

На снимке: В.Ф. Голубев.

"Сясьский рабочий" №13(1414), четверг, 3 апреля 1975 год.

Яндекс.Метрика