Особый пост не оставила.
В ночь с 17 на 18 мая 1943 года на Сясьстрой налетели фашистские бомбардировщики. Они стали метать смертоносный груз на дома, склады, магазины, цехи комбината. Одна из бомб угодила в телефонную станцию. Здание разрушено. В нем на боевом посту погибла телефонистка комсомолка Валя Баскакова. Ей было 24 года.
Рассказывает старшая сестра Вали Баскакова, Зинаида Степановна Филиппова:
- Валя выросла в деревне Рогожа. Училась в Сясьстрое. После десятилетки пошла работать на комбинат. Сначала освоила специальность электромонтера, затем - телефонистки. Пошла по моим стопам. Я и на пенсию ушла с этой работы.
Валя вросла стройной, красивой, сильной душой и телом. Помню, как она помогала нашей престарелой соседке воду носить. Мама было заикнулась, что ей ведро с водой не под силу, а сестренка в ответ: "А бабушке под силу?". Валя в школе вступила в комсомол и много времени отдавала комсомольской работе.
Валя дружила с Аней Мироновой, Клавой Яковлевой. Они обе ушли на фронт и погибли. Клаву, как известно, комсомольцы сушильно-бумажного цеха включили в ряды своей организации. Они теперь работают и за себя и за героиню Отечественной войны. Когда нашу семью стали эвакуировать в глубокий тыл, Валю оставили в Сясьстрое. Она нам наказывала: "Берегите маму. Жду писем. А мой маршрут, сестреночки, на фронт...".
Вспоминает электромонтер комбината Иван Яковлевич Лебедев: - Валя была настоящей комсомолкой, работницей, общественницей, товарищем.
Перед последней Валиной вахтой дежурила Евдокия Яковлевна Максимова. Она говорит: - С Валей было легко работать. У нее был замечательный характер. 17 мая 1943 года Валя сменила меня в 12 часов дня. Она принесла на телефонную станцию большой букет черемухи. "Половину, - смеется, - тебе, другую - мне...".
Остаток дня прошел в разных семейных хлопотах. А ночью, во второй половине, с постели сорвала воздушная тревога. Муж, Василий Максимович, работал мастером на телефонной станции. Он быстро оделся и побежал на работу. Вскоре где-то раздался взрыв, второй... "Как-то там Валя?".
А Валя, как рассказывал потом Василий Максимович, отдав соответствующие распоряжения по объектам, ходила по станции врасходку. После каждой разорвавшейся фашистской бомбы вздрагивала.
- Выше голову, Валя!
- Страшновато, Василий Максимович. Но наш пост такой, особый. Бросать нельзя. Правда?
- Правда, Валюша, правда...
- Василий Максимович, дай папироску. Закурю!
- Но ты же не куришь.
Страшной силы взрыв потряс здание. Василия Максимовичаа отрыли через несколько часов. Он был без сознания. А Валю вскоре похоронили на сясьстройском кладбище. Над ее могилой прозвучал солдатский салют, а на свежевырытом холмике земли кто-то поставил веточку черемухи.
Р. Иванов.
"Сясьский рабочий" №14(1415), четверг, 10 апреля 1975 год.
- < Следующий материал: Константин Васильевич Ванчиков
- Смотр рационализации и изобретательства >