«Вся жизнь моя - школа»

(Время на чтение: 4 - 8 мин.)

Выпуск 1957 года (М.А. Филиппова - четвертая слева в первом ряду)

«Вся жизнь моя - школа».
(1 сентября - День знаний).

В музее истории комбината хранится старенький, выгоревший от времени, аттестат зрелости 1908 года. "Предъявительница сего Мария Афанасьевна Филиппова, дочь крестьянина Новгородской губернии, Боровического уезда, деревни Селище, родившаяся в 1889 году, православного исповедования, обучалась с 1904 года в Богословской церковно-учительской школе, в которой она окончила курс учения в 1908 году, оказав при этом отличное поведение и следующие успехи... За каковые удостоена Советом сей школы на основании №56 высочайше утвержденного 1 апреля 10902 года Положения о церковных школах, звания учительницы начальных классов. В удостоверение чего и дан ей, М.А. Филипповой, сей аттестат".

Кто же такая М.А. Филиппова и почему этот документ хранится в музее? Думаю, что сясьстройцам старшего поколения это имя знакомо, а вот молодежи не лишним будет рассказать о первой народной учительнице нашего поселка.

Как же складывается судьба учительницы после окончания учительской школы? В начале сентября 1908 года она приезжает на работу в Новоладожский уезд, в Рогожскую церковно-приходскую школу. Оклад ей назначают 35 рублей в месяц.

В школе учились дети местных деревенских жителей, занимающихся рыбным промыслом, охотой, лесозаготовками. На всю школу было три учителя. Помощи методической, консультаций получить было не от кого, приходилось полностью надеяться только на свои силы и знания. Единственным "начальником" и "повелителем" был поп, который контролировал школу и следил за тем, как соблюдают посты молодые учителя.

"В школе, - вспоминает на одном из вечером перед молодежью Мария Афанасьевна, - царила бедность: старые сломанные парты, такие же скамейки; картины и наглядные пособия только религиозного характера, естествоведческих пособий вообще не было, как противоречащих религии. Дети крестьян были робки, запуганны, у них не хватало смелости говорить перед учителем. Да и нам, молодым учителям, каждый чиновник с блестящими пуговицами внушал трепет и страх".

Но именно в этой школе, как мы видим из публикаций 30-х годов, и пришла к молодой учительнице слава. Обладая редким педагогическим тактом, чутьем, прочными знаниями, которые ей дала Учительская школа, она быстро завоевала авторитет у местного населения и любовь своих учеников.

Летом, когда школа закрывалась на каникулы, Мария Афанасьевна устраивалась подработать в канцелярию военного завода секретарем, где за эту работу ей прилично платили - 75 рублей в месяц. Аккуратность, добросовестность, работоспособность молодой секретарши сразу же заметил генерал завода Волосатов. Узнав, что за учительский труд она получает всего 35 рублей, он предложил ей постоянное место секретарем с окладом вдвое больше учительского. И был очень удивлен, получив от нее категорический отказ.

Мария же не представляла себе жизни вне школы. И в очередной раз, поступив своим благополучием, сделала выбор в ее пользу. Любовь к детям, к учительству побеждала все, даже когда дело касалось устройства личной жизни, женской судьбы. Так и не создала Мария Афанасьевна своей семьи, хотя был любимый человек, который, казалось, тоже любил ее. Но вот не смог ради нее уехать из Петербурга в глухие места. Так и остались они "вместе" только на фотографии, запечатлевшей их молодыми, красивыми, влюбленными (фотография эта также хранится в музее). Нам трудно судить, прав ли был молодой человек, поступив таким образом. Не знал он, да и Мария тоже, что через каких-нибудь 9 лет Октябрьская революция внесет большие изменения не только в жизнь русского учителя, но и в облик всего Приладожья.

А тогда, в далеком 1908, места здесь были действительно глухие. Вот как позже, вспоминая годы, проведенные в Рогоже, как самые лучшие в своей жизни, с особой теплотой создала облик этой деревушки Мария Афанасьевна: "Спит деревушка, занесенная снегом. Нигде н огонька. Только в крайнем доме, несколько отличающимся от других своими размерами, освещены два окна. Здесь, безмолвно склонившись над детскими тетрадями, готовятся к занятиям две молодые учительницы. Тихо, так тихо вокруг, что отчетливо слышно, как изрядно трещат от мороза деревья. Вдруг в мертвую тишину ночи врываются какие-то звуки. Звуки все нарастают, и вот через минуту превращаются в жуткий волчий вой. Это с противоположного берега реки Сясь к Рогоже подходит на добычу стая волков..."

C декабря 1918 года 10 лет Мария Афанасьевна работает в Сясьскорядковской школе первой ступени, затем ее переводят в Немятовскую школу. Ученики школы обращаются в район с просьбой оставить полюбившуюся им учительницу в Сясьских Рядках, но просьба эта не была удовлетворена. Да и сама Мария Афанасьевна всю жизнь придерживалась одного принципа - работать там, где труднее.

Но вот наступил 1928 год - год пуска первенца целлюлозно-бумажной промышленности - Сясьского ЦБК. Вместе с комбинатом рос и поселок бумажников. Среди первых новостроек его была двухэтажная школа, построенная на улице Культуры, д. 13. В ней было вначале 70 детей, а учителей - всего трое. Первым директором школы была назначена М.А. Филиппова. Через год в школе было уже 150 учеников и она стала семилетней.

Широка и разнообразна была деятельность учителей в 30-е годы. Это - походы в близлежащие деревни по ликвидации безграмотности среди крестьян, чтение лекций на международные и атеистические темы, борьба с пьянством и косностью жителей поселка, участие во всех культурных и общественных мероприятиях... Мария Афанасьевна в эти годы возглавляет комиссию по культурно-массовой работе, является членом общества "Друг детей", депутатом поселкового Совета первого созыва. О неутомимом характере педагога убедительно говорят многие Почетные грамоты за активное участие в общественно-политической жизни поселка, комбината, района. Работая в школе, она в вечернее время преподает на производственных курсах ДРО при комбинате родной язык и литературу. Не однажды у нее была возможность поменять сельскую школу на городскую, о чем свидетельствуют хранящиеся в музее письма к ней директоров разных школ с приглашением приехать работать. Мария Афанасьевна оставалась верна сельской школе.

В марте 1937 года она получит еще один аттестат на звание Учителя начальной школы, как прошедшая установленный испытательный стаж педагогической работы в школе. К этому времени школу переводят в новое здание (ныне СПТУ-224), а директором назначают А.Г. Маженина.

В годы войны школу эвакуировали в с. Воскресенское, а после эвакуации в 1943-44 в учебном году М.А. Филипповой вновь пришлось в ней директорствовать. Трудными были военные и послевоенные годы. Много дней и бессонных ночей отдала любимому делу сельская учительница. За выдающиеся успехи в области народного образования Марии Афанасьевне Филипповой, учительнице Сясьстройской школы, был вручен орден Ленина. В 1954 году - присвоено звание "Заслуженный учитель школы РСФСР". На вечере по случаю вручения высокой награды она взволнованно скажет своим коллегам: "Если отделить меня от школы, значит - лишить жизни. Вся жизнь моя - школа. И если бы мне сейчас было 17 лет, то я бы без промедления вновь избрала бы благородный труд учителя".

О ее работе в школе коллеги говорили: "Изумительный мастер педагогического дела. Равных ей не сыскать в нашей школе". Не одно поколение учеников воспитала народная учительница, многие из них и сейчас работают на комбинате, вспоминают ее добрым словом. Ветеран труда Л.И. Мешалкина говорит: "Преподаватель она была прекрасный. Очень строгий. Любимчиков у нее никогда не было. Работала так: что заслужил, то и получил".

Многие ученики Марии Афанасьевны стали ее последователями. Окончив педагогический институт, вернулись они в поселок и посвятили педагогической деятельности всю жизнь. Сейчас большинство из них уже на заслуженном отдыхе. Это В.А. Боричева, Н.И. Никонова, Г.М. Пальвинская и другие.

Вот как вспоминает о М.А. Филипповой ее бывшая ученица, ветеран педагогического труда Н.И. Никонова: "Я училась у нее в 1931-32 годах, а в 50-х - работала вместе с нею. Мария Афанасьевна была очень порядочный и требовательный товарищ не только ко всем нам, но и по отношению к себе. Честность, прямолинейность - вот основные черты ее характера. Она обладала невероятной работоспособностью. Много времени и сил отдавала дополнительным занятиям с отстающими учениками и теми, кто хотел знать больше. А ведь за эту работу учителю ничего не платили, да и зарплата-то его было 220 рублей старыми деньгами. Требуя от учителей и учащихся дисциплины, она сама была безукоризненной в этом отношении. Ученики уважали ее, побаивались. Бывало только услышат, как стучат ее каблучки, или увидят в другом конце коридора - она показалась - сразу же застывали по стойке "смирно". При ней никто и никогда не бегал, не шумел. Дисциплина в классе у ней сохранялась идеальной до последних лет ее работы в школе. И как преподаватель русского языка и литературы она была очень сильна.

Одевалась она скромно. Лично я ее помню только в одном темно-синем строгого покроя платье. Вот воротнички и манжеты она меняла постоянно. Волосы всегда были аккуратно уложены. В общем, поведение ее и манера держаться говорили, что это - учитель, а не кто-либо другой.

Много полезного несла детям эта учительница. Много дала она и нам, своим коллегам. Я ей лично многим обязана.

Последние года Мария Афанасьевна жила в небольшой комнатке общежития на пенсию в 150 рублей (по старым деньгам), потом ее повысили до 62 рублей. Умерла она в 1972 году. Нынче исполнилось 100 лет со дня ее рождения. В партии никогда не состояла, но была, как говорится, беспартийным большевиком".

Вот такими словами закончила свой рассказ о старшем товарище Н.И. Никонова. А я хочу закончить повествование о М.А. Филипповой предложением к учащимся и учителям средней школы - создать в школе "комнату-музей" по истории школы, где достойное место заняли бы материалы о первом народном учителе поселка, а также о других учителях - ветеранах войны и труда.

И еще предлагаю тему для сочинения - "Мой первый учитель". Лучшие из них стали бы первыми экспонатами будущего музея.

И. Харитонова, заведующая музеем комбината.

На снимке: Выпуск 1957 года (М.А. Филиппова - четвертая слева в первом ряду)

Фото из фонда музея.

"Сясьский рабочий" №35(2166), четверг, 31 августа 1989 год.

Яндекс.Метрика