Трактир, лавка купца Гусеинова, пяток нахохлившихся избенок, - вот и все строения, которые составляли поселок станции Званка в годы царизма. Славилась она одной лишь грязью.
- Слезайте, господа седоки, лошадь завязла, надо распрягать и вытаскивать тарантас, - с такими словами обращались обычно извозчики к пассажирам, желающим попасть на станцию.
На месте нынешнего города Волхова два десятка лет тому назад была непроходимая болотная грязь, кочки да кустарник. Тихо и беспросветно текла жизнь на полупустынных берегах Волхова, на затерявшейся в болотах и лесах станции Званка.
Волею большевистской партии этот “медвежий уголок” превращен в один из цветущих социалистических городов. До революции на Званке не было ни одного предприятия, ни одной школы, ни одного культурного учреждения. Только в первые годы Октября появился здесь клуб, срубленный наскоро из шпал. Вот отсюда и начался рост нашего города. Волею большевиков бурные волны седого Волхова еще в 1926 году были закованы в железобетон. Реке Волхов выпала честь первой из рек отдавать свою мощь на благо социализма.
На берегах Волхова, на месте пустырей, окружавших станцию Званка, раскинулся большой город с новыми постройками, многоэтажными домами. Жилой фонд нашего города за годы сталинских пятилеток увеличился в 30 раз. В городе 1352 строения с полезной жилой площадью в 232 500 квадратных метров.
Стоимость этих строений 32 154. 000 рублей. В нашем городе воздвигнут первенец алюминиевой промышленности - Волховский алюминиевый завод, появились больше десятка различных мелких предприятий.
Город благоустраивается. Еще там, где совсем недавно в сырую погоду трудно было пройти, сейчас покрыто камнем и асфальтом.
Забота о детях не может быть сопоставлена ни с какими показателями прошлого, ибо раньше в Званке не было ни одного детского учреждения, а теперь - 7 школ, 4 детсада, 4 детяслей. 5 278 школьников ежедневно заполняют наши школы. За последний год созданы новые, еще никогда не существовавшие, учебные заведения: железнодорожное училище, ремесленное училище и школа фабрично-заводского обучения.
Неузнаваемым стал и Волховский железнодорожный узел. Старожилы, не видавшие 10 лет своей станции, не узнают ее. Здесь в просторных, хорошо оформленных залах располагаются пассажиры, ожидающие очередного поезда. Прекрасные комнаты оборудованы для малолетних пассажиров.
На все это нашим социалистическим государством израсходованы десятки и сотни миллионов рублей.
Красочны и увлекательны перспективы нашего города в недалеком будущем, вдоль “черной речки” раскинется парк, пересекаемый улицами. Он разделит город пополам. На центральной площади левобережной части города появятся Дом Советов, Дом связи, кино, универмаг. За Пролетарской улицей будет создан стадион.
На правом берегу Волхова уже вырастают 5 – 6-этажные каменные дома. Здесь будут воздвигнуты Дом культуры, гостиница, магазины, мастерские бытового обслуживания. Миллионы рублей будут вложены в новое капитальное строительство города.
Вместе с ростом промышленности и развитием транспорта выросли и замечательные кадры, овладевшие новой техникой. Лучшие стахановцы отмечены высокой правительственной наградой - орденами и медалями, в их числе лучшие машинисты тт. Алимов, Седунов, алюминщики тт. Жендаров, Баландин и другие.
Есть чем гордиться, есть чего ждать, над чем трудиться трудящимся нашего города.
Будем же всемерно помогать нашему социалистическому государству, станем все займодержателями, для того, чтобы наш город, как и вся страна, расцвел еще более пышным радостным цветом.
Н. М. Зайцев. пред. исполкома горсовета.
Сталинская правда. 1941, № 129 (2251) (4 июня)
- < Следующий материал: Там, где шумели сосны
- Подписаться на заем - долг каждого советского гражданина! >